15.02.11 Голос.UA
Голосование Верховной Рады за внесение конституционных изменений автоматически запустило процесс поиска предвыборных технологий. И если власти для подтверждения результата необходимо работать по сценарию «стабильность и порядок», то оппозиция ищет способ доказать несостоятельность нынешнего «режима» и добиваться его свержения любым путем.
Арабские революции крайне возбуждают лидеров украинских протестных сил. Вызывают чувство дежа-вю. Юлия Тимошенко сделала несколько громких политических заявлений, намекнув на экспорт «жасминовых восстаний». Но, как известно, акции протеста на пустом месте не происходят. Что-то должно послужить стимулом для смены власти, которую Виктор Янукович уже собирается «передавать по наследству». Что именно? Лидер БЮТ уже перепробовала разные возможности политического воздействия на власть с целью ее ослабления. Но все они потерпели фиаско.
Прежде всего, провалилась попытка раскрутки «налогового майдана», который мог бы «поднять» средний класс и преобразовать экономические лозунги в политические требования. Однако, жесткие действия власти вкупе с силовиками, не позволили налоговым революционерам развернуться. Сейчас лидеры «Майдана-2» исправно дает показания в Генпрокуратуре, а те, кто стояли с ними рядом, быстро переводят в тень свой бизнес, уходя от налогового бремени.
Не удалось и реализовать сценарий «Юлия Тимошенко –Жанна д'Арк нашего времени». Лидера БЮТ уже измотали допросами в прокуратуре, но сажать Юлию Владимировну никто не собирается. Это подтвердил лично и Президент Украины. А зачем? Повышать рейтинг бывшей соперницы по президентским выборам? Поэтому Тимошенко сделали главным персонажем бесконечного и быстро приедающегося зрителям сериала «Леди Ю и прокуратура». Новостей практически нет: зашла, вышла, сделала несколько громких заявлений.
Ситуацию усугубляет то, что ряд сторонников Тимошенко мигрирует за границу: политического убежища попросил экс-министр экономики Данилишин, заключил выгодный контракт в Австрии бывший руководитель Госрезерва М. Поживанов. Те, кто не успел, теперь из СИЗО рассказывают, какие у них были возможности покинуть страну и большую политику. При такой «поддержке» крайне сложно валить режим. Кроме того, главным достижением первого года правления Януковича является разрозненность и деморализованость правой оппозиции. У каждого своя «свадьба»: Яценюк, Гриценко и Матвиенко «соображают» на троих, «Тризуб» и «Свобода» укрепляются на позициях крайнего радикализма, «Наша Украина» тихо сходит на нет. «Народная самооборона» Луценко работает, в основном, на западном направлении: информирует мировую общественность о политических репрессиях в Украине. Как видим, действия оппозиции несогласованные и несистемные. Единый альтернативный курс развития Украины так и не выработан. Нет единого мозгового центра.
Что остается? Искать мощный катализатор общественного негодования. Проще говоря, то, что может взорвать страну. Вспомните, как начинались революции на Ближнем Востоке: самосожжение одного студента повлекло за собой отставку президента, 30 лет правящего Египтом. Подобно эффекту домино начали валиться режимы в Иордании и Тунисе, сейчас волнения перекинулись на Иран. К власти придут или мусульманские движения или военные.
А что способно поднять Украину? Пенсионная реформа? Продажа земли? Жилищный кодекс? Теоретически, каждая из этих «бомб», способна взорваться. Но дело в том, что оппозиция не может раскрутить полноценно данные мессиджи, так как монополия на них принадлежит левым силам. Вряд ли армия селян или пенсионеров пойдет за Юлией Тимошенко, не говоря уже об Арсении Яценюке. Это не их герои. Тем более, что и лидер БЮТ и глава «Фронта перемен» исповедовали и пропагандируют сейчас либеральные ценности, которыми оперирует и правительство Азарова: земля должна стать товаром, социальные льготы - сократить, пенсионный возраст - повысить. Что остается? Нечто из ряда вон выходящее.
Все помнят, как началась операция по смещению режима Леонида Кучмы - с убийства журналиста Георгия Гонгадзе. События нарастали по трагической кривой: в середине сентября появляется известие об исчезновении Георгия, через несколько дней находят его труп в Тараще, в парламенте создана специальная комиссия по расследовании во главе с Лавриновичем (сейчас - министр юстиции), еще через месяц Александр Мороз на трибуне парламента прокручивает записи из кабинета Президента, уличающие Л. Кучму в заказе журналиста. Майор Мельниченко становится национальным героем. Пленки «из-под дивана» множатся в геометрической прогрессии. Одна за одной проводятся экспертизы на которых «распознаются» голоса политиков из президентского окружения: Деркач, Кравченко, Медведчук, Волков… Причем, все экспертизы делаются зарубежными аудиоспециалистами, так как в Украине никто не в состоянии различить голоса на пресловутых пленках.
В том, что это была прелюдия переворота, сейчас никто не сомневается. Тот же Александр Мороз не раз заявлял в интервью СМИ, что многотысячные акции « Восстань, Украина» и «Украина без Кучмы» являлись предвестниками оранжевой революции. Без событий 2000-2001 годов не было бы «Майдана-2004», открывшего путь к президентству Ющенко.
Кто сегодня хочет стать президентом? Только Юлия Тимошенко, у которой сильна жажда реванша, а также есть силы и ресурсы для такого проекта. Она хочет вернуться во власть, соответственно, ее политическая партия должна будет разработать план «ускорения». Год правления Виктора Януковича хоть и был показательным (конституционные преобразования, посадка лидеров оппозиции, жесткие реформы, укрепление мощи силовиков), однако ситуация еще не зацементировалась окончательно. Необходимо искать механизмы, способные ослабить или подорвать партию власти.
Первое. Оппозиция попытается влиять на политическую ситуацию через Конституционный суд. Как известно, 9 февраля 53 нардепа обратились в Конституционный суд с иском, касающимся нарушения процедуры голосования за изменения в Основной Закон. Если суд признает аргументы оппозиционеров справедливыми и законными, то выборы 2012 года не состоятся и придется назначать новую дату парламентской и президентской гонки. КСУ пока еще остается внешне независимым от воли Президента, а у главы государства нет полномочий «воздействовать» прямо на людей в мантиях. Сейчас у суда две возможности - отклонить обращение парламентариев или открыть производство и устанавливать, насколько нарушение процедуры голосования влияет на легитимность всего массива конституционных изменений и сроков выборов.
Однако, рассчитывать только на Конституционный суд оппозиционеры не могут. Во-первых, их влияние на судейский корпус ослаблено реформой, которую поспешно провели «регионалы» во главе с Киваловым. Во-вторых, «военные действия», развернувшиеся вокруг семьи главы Верховного суда Василия Онопенко, должны наглядно показать судьям всех уровней чего стоит «собственная позиция». В третьих, проблемно поднять народ на борьбу за соблюдение норм Конституции: это уже не раз доказано новейшей украинской историей. Никто не выйдет под Конституционный суд с требованиями разобраться в том, чья карточка и когда сработала в сессионном зале. Но, тем не менее, как способ борьбы, как показатель противоборства оппозиции этот метод работает. И в случае даже ситуативной победы сможет послужить доказательством эффективности действий противников режима. А также вдохнуть силы в тех, кто начал сомневаться и искать другого политического пристанища.
Второе. Оппозиция очень активно работает на внешнем направлении. Юлия Тимошенко постоянно «рвется» в Брюссель, представители Европарламента регулярно выражают озабоченность ограничением прав и свобод в Украине. Так, президент Европарламента Ежи Бузек заявил, что планирует и в дальнейшем внимательно следить за ситуацией в Украине. «То, что происходит в Украине, - ужасным образом влияет на ее имидж и на позиции Украины в Европе», - сказал он.
Последний визит украинских парламентариев в Вашингтон, по словам депутата Верховной Рады В. Арьева показал, что США окончательно разочаровались в новом украинском лидере. А что делают американцы после глубокого разочарования теми или иными правителями, наглядно доказывает ситуация на Ближнем Востоке. «Неудовлетворенность» Вашингтона позицией президентов Египта, Туниса и Иордании привела к серии инспирированных «цветных революций» и свержению «неудобных» лидеров.
Если официальный Вашингтон причислит Виктора Януковича к этому списку, то вполне вероятно, что Украину может охватить очередная вспышка народного гнева. Благо, почва для этого не менее благодатная, чем в арабских странах - высокий уровень безработицы, сильнейшее социальное расслоение, рост цен на товары первой необходимости, сокращение гражданских прав и свобод. Тем не менее, украинцы уже получили определенный иммунитет от разноцветных революций, да и второй раз снаряд в одну воронку не падает.
Третье. Спровоцировать уход нынешнего президента и дискредитацию бело-голубой команды может нестандартный импульс развития событий. Поэтому такое широкое развитие получила тема поиска возможной «жертвы режима». Это может быть кто угодно: студент, сжигающий себя возле здания Рады, протестуя против… да против чего угодно. Пенсионер, доведенный до отчаяния и выбросившийся из окна. Или - журналист, с которым расправляется власть за честные и смелые разоблачения в СМИ. В Москве, например, достаточно было убийства обычного футбольного болельщика, чтобы на площади выплеснулись волны ненависти к иноверцам, взметнулось знамя «патриотической» борьбы против террористов-кавказцев. Нечто похожее может «завести» и Украину. Главное - правильно выбрать болевую точку общества.
«Гибель журналиста» - беспроигрышный вариант. Один раз он сработал, и это привело к смене системы правления. Почему нельзя повторить то же маневр 12 лет спустя? Тем более, что власть своими действиями, вернее, бездеятельностью, сама подталкивает оппонентов к этому выбору. Примеров достаточно. Чем закончилось расследование загадочного исчезновения редактора харьковской юридической газеты Климентьева, которое взял на контроль министр МВД? Зачем было проводить милицейский рейд в доме журналистки-блоггера Елены Белозерской?
Такая топорная работа милиции и прокуратуры сама дает оппозиции в руки козырные карты: власть боится правдивого слова и потому закрывает каналы и газеты, устанавливает цензуру и «мочит» журналистов. Одного, самого «дотошного», выводит из игры. Достаточно правильно распиарить данное событие, подключить международные инстанции и честных политиков.
Джерело
Немає коментарів:
Дописати коментар