...и, конечно же, есть те, кому эта война выгодна, кто на ней «греет руки».

Итак, проанализируем, на чем можно в военное время получить прибыль.
Первое — это оснащение, то есть чем воевать. Для «неживой силы» — это запчасти, топливо, оборудование. Для «живой» — обмундирование, продовольствие, медикаменты.

Главное — быстро сориентироваться.  
История знает примеры, когда бизнесмены, вовремя сориентировавшись в военной ситуации, спасали свои предприятия от банкротства или существенно увеличивали прибыль.
Например, во время Второй мировой войны Хуго Фердинанд Босс основал небольшую швейную фабрику по пошиву рабочей и спортивной одежды, а когда его предприятие было на грани банкротства, быстро вступил в ряды НСДАП и получил заказ от партии на пошив одежды для СС, СА и Гитлерюгенда.
За годы войны его предприятие превратилось в однj из важных военных предприятий, а через десятилетие его компания стала одной из ведущих на мировом рынке по производству одежды под маркой Hugo Boss. То же самое можно говорить и о многих заводах и фабриках, которые во время войны переквалифицировались с производства гражданской продукции на военную.
В нынешней российско-украинской войне тоже встречаются случаи, когда предприятия «приспосабливаются» к сегодняшним реалиям. Например, это можно наблюдать в запорожском регионе, где местные заводы, к примеру, «Запорожский инструментальный завод имени Войкова», переквалифицировались на выпуск бронежилетов для солдат АТО. Или Мелитопольский завод подшипников скольжения и завод АГАТ (предприятия бывшего народного депутата Украины от Партии регионов Евгения Блицкого), первый из которых наладил работу по закаливанию пластин для бронежилетов, а второй освоил производство амортизаторов для БТР-4, которые поставляются для Харьковского танкового завода имени Малышева, и т.д.

Пиар — важное дело.  
Яркий пример тому, как можно приспособиться к военным условиям, (пусть уж не в обиде те, о ком упоминается материал) — бизнес-группа украинского миллиардера и чиновника (председателя Днепропетровской ОГА) Игоря Коломойского. Его пример — наглядное пособие, как найти рынок сбыта для своей продукции, а также как получить дивиденды от вкладов во все то, что связано с военной тематикой.
Еще в марте появилась информация о том, что губернатор Днепропетровской области Игорь Коломойский оплатил топливо для воинских частей, входящих в состав Южного оперативного командования, а также Днепропетровской и Херсонской областей.
Тогда замглавы Борис Филатов сообщил, что речь идет о колоссальных деньгах. Суммы не уточнялись, как и источник их появления, но вот на том, что это были «личные средства Коломойского», внимание акцентировалось в огромных масштабах.
Эффект себя оправдал — СМИ подхватили и эту, и подобные «новости». Умышленно или нет, они создали Игорю Валерьевичу культ национального героя — борца против сепаратизма, за целостность Украины, «олигарха, который имеет совесть и патриотические чувства, и на свои кровные заправил военную технику Министерства обороны».
Пиар Коломойского сыграл свое дело: уже через несколько дней после пресс-конференции Бориса Филатова, Министерство обороны приняло решение наладить поставки топлива для армии на сумму почти в 200 млн. грн. у «Укртатнафты», принадлежавшей именно Игорю Валерьевичу.
Причем сделано это было на неконкурентной процедуре у одного участника. Объяснялось это «сложной ситуацией в Крыму и с целью поддержания на должном уровне боевой готовности воинских частей Вооруженных сил».

А поблагодарить?  
Наивно полагать, что, создавая на военной теме культ имени себя (финансируя добровольческие батальоны для Антитеррористической операции), Коломойский руководствовался филантропическими соображениями. Немного прояснилась ситуация об истинных «патриотических» чувствах чиновника, когда стало известно, что в компаниях арестованного в Австрии олигарха Дмитрия Фирташа (в частности, Вольногорский горно-металлургический комбинат в Днепропетровской области и Иршанский горно-обогатительный комбинат в Житомирской) после якобы их национализации правительством, управляющим стал человек (Руслан Журило), приближенный как раз к Игорю Коломойскому.
И это только один из фактов, который лежит более-менее на поверхности.
Существует мнение, что, создавая имидж борца за единую и неделимую Украину, Коломойский может получить дивиденды в виде кандидатов, которые баллотируются в депутаты Верховной Рады нового созыва.
Уже сейчас известно, что в парламент идет более десятка кандидатов, которые так или иначе связаны с губернатором Днепропетровской области. Это и Борис Филатов — замглавы Днепропетровской ОГА, и Дмитрий Ярош — лидер партии «Правый сектор», участник АТО, и Александр Шевченко (бывший директор спортивно-развлекательной базы «Буковель»), и сотник самообороны революционного Майдана, боец добровольческого батальона «Днепр-1» Владимир Парасюк, и командир добровольческого батальона «Донбасс» Семен Семенченко, и глава Одесской ОГА Игорь Палица.
А еще в парламент идут командир 24-й батальона «Айдар» Сергей Мельничук, командир батальона «Луганск-1» Витко Артем, командир батальона «Днепр-1» МВД Украины в Днепропетровской области Юрий Береза, военный Второго батальона оперативного назначения Национальной гвардии Украины Павел Кишкар. То есть те, которые тоже потенциально могут быть представителями интересов губернатора Днепропетровщины в законодательном органе страны.
Расчет идет на чувства избирателя, которые будут вызывать ассоциации с командирами добровольческих отрядов, — героизм и патриотизм. А уже отложенная мысль в умах, что эти самые батальоны финансирует Коломойский, будет приносить неплохие дивиденды — избиратели будут идти голосовать за героев, памятуя: не было бы Коломойского — не было бы и мужественных героев.
А как тут не вспомнить поездку премьер-министра Арсения Яценюка перед началом избирательной кампании в Днепропетровск. После этой поездки у Арсения Петровича вдруг появилось финансирование на избирательную кампанию его «Народного фронта». И, как бы невзначай, «вдруг», мир узнал о новом проекте правительства — «Стена» — комплексе укрепительных сооружений на границе Украины с РФ, о которой больше говорят не как об эффективной защите от агрессора, а как об удачном проекте для «отмывания» денег.
Кстати, на пиар губернатора Днепропетровщины работают и предложения платить деньги за сепаратистов и «зеленых человечков». Борис Филатов писал в Facebook, что готов выкладывать за каждого такого врага по 12 тысяч долларов. Правда, и здесь нашлись «умельцы», которые хотели заработать. Как сообщал в свое время заместитель начальника штаба национальной защиты Днепропетровской области Михаил Лысенко, под видом «зеленых человечков» были попытки сдать обычных граждан России.

Игра на струнах патриотизма. За деньги.  
Отдельная тема — акция «Поддержи украинскую армию». Еще в апреле только за первые недели на счета Министерства обороны поступило более 90 млн. гривен от юридических и физических сил как помощь Вооруженным силам Украины.
Позже, в средине мая, во время часа вопросов к правительству в Верховной Раде представитель оборонного ведомства уже сообщил о 122 млн. грн. собранных в рамках помощи украинской армии.
При этом указывалось, что деньги пошли на полевое обмундирование нового образца, на новые шлемы, на спальные мешки и подстилки, на ботинки с высокими берцами, на флотскую форму одежды, на маскировочные сетки, на средства связи, простыни, матрасы, топографические карты и т. д.
И это при том, что армию государство обязано финансировать на средства налогоплательщиков. Значит — кто-то эту сумму сэкономил, придержал финансы у себя.

Где деньги? 
Однако не все с «помощью для украинской армии» оказалось так просто, как показалось на первый взгляд.
Верховная Рада заставила Минобороны ежемесячно отчитываться в расходах благотворительных пожертвованиях на нужды армии. И тут выяснилось очень много интересного.
По состоянию на 12 июня 2014 года оказалось, что было потрачено 7,1 млн. грн., то есть 5,5% из суммы, собранной на эту дату. Фактически с того момента, как Совет Федерации дал разрешение Путину на ввод российских войск в Украину, было израсходовано всего лишь чуть больше 5% средств. Это при том, что была острая проблема не только в военной амуниции, но и даже в обычной питьевой воде.
При этом Министерство обороны отчитывалось, что на 3 июня на его счетах находилось более 4 миллиардов гривен, которые передал Кабинет министров, вот только закупок было сделано на тот момент только на 500 миллионов гривен. Оказалось, что деньги от правительства перечислялись четырьмя траншами больше, чем месяц. При том, что в соответствии с Законодательством Украины на процедуру государственных закупок отводится 8 дней!
Оказалось, должностные лица оборонного ведомства долго медлили с началом процедуры их приобретения и искусственно затягивали соответствующий процесс закупок.
Почему шла такая задержка — не выяснено до сих пор. Выдвигались версии, что расчет был на то, что война закончится, а средства можно будет потихоньку «распилить». Официальная же версия (об этом, в частности, заявлял начальник управления вещевого обеспечения ВСУ Гулсяков Юрий) сводилась к тому, что государственная закупка совершается в течение 21 дня.

Что делает Яценюк?  
Привлек внимание факт, что решением Кабмина на должность заместителя министра экономического развития и торговли по вопросам проведения тендерных закупок и экономики обороны и безопасности назначен был Александр Сухомлин. Ранее сей чиновник занимал аналогичную должность в правительстве Николая Азарова и был замешан в громких коррупционных скандалах, связанных с проведением тендеров.
В 2011 году Сухомлин был уволен из правительства Азарова по обвинению в непрозрачном проведении Минобороны тендера на услуги питания на 621 млн. грн. Якобы Сухомлинов подписал разрешение провести тендер для одного исполнителя, в результате которого пролоббированный тогдашним министром обороны Михаилом Ежелем монополист без тендера получил весь рынок продовольствия армии.
Если бы не публичная огласка этой схемы, за год дополнительный "навар" превысил бы 213 миллионов гривен бюджетных средств.

Яценюк і корупція

Выкрутасы с военной техникой.  
До сих пор «не раскручено» дело о 26 военных вертолетах, которые были арендованы частной компанией у Министерства обороны и МВД Украины и не возвращены в ведомства в соответствии с контрактом, когда началась АТО. Об этом деле в средине июня заявляла на брифинге Кабинета министров на то время правительственный уполномоченный по вопросам борьбы с коррупцией Татьяна Черновол.
Речь шла тогда о частной компании «Украинские вертолеты». По информации Черновол, контракт был составлен так, что в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств, по истечении 15 суток, вертолеты должны возвратиться в распоряжение ведомств. Однако, по истечении указанного срока, техника не была возвращена.
Позже, а именно в конце августа, во время судебных процессов против компании «Украинские вертолеты» стало известно, что вернуть вертолеты Министерству обороны не так-то просто — нужна правовая аргументация, которую они смогут использовать перед ООН, поскольку вертолеты используются в ее миссиях.
Чистая прибыль компании в 2012 году составила 9 млн. грн.

Бизнес на горе.  
Заработок во время войны идет не только на военном деле. Есть дельцы, которые пытаются заработать на горе мирного населения, начиная от махинаций с банковскими счетами на нужды армии и  гуманитарную помощь, заканчивая целыми «откатами» при проведении помощи пострадавшим.
Показательная в этом случае ситуация, которая произошла в конце июня в Одесской области. Там одним из руководителей местного отделения Фонда соцстраха была организована схема присвоения средств социальной помощи детям — переселенцам из зоны АТО. По информации СБУ, правоохранители выявили, что один из руководителей местного отделения Фонда соцстраха принимал «откаты» за размещение детей в оздоровительных лагерях Одесской области. Злоумышленник присваивал «детские» деньги по разработанной финансовой схеме. На таких незаконных сделках горе-страховщик «обогатился» на 4 млн. грн., а к концу оздоровительного сезона намеревался получить еще более 14 млн. грн.

Вывод.  
Вряд ли украинскому отечественному бизнесу нужна война. Война — это не только горе, но и колоссальные растраты и убытки. Деньги, как известно, любят тишину.