13 груд. 2014 р.

Территория предательства

Елена ДеревянкоForbes Украина

Испокон веков предательство у большинства народов считается тяжким грехом. Как правило, о нем говорят применительно к государству/cтране, религии или браку/семье. Принято считать, что быть верным и исполнять свой долг следует, прежде всего, по отношению к родной земле, вере и людям. Те, кто нарушает обязательства, налагаемые гражданством, матримониальным статусом, конфессией – перебежчики, вероотступники, прелюбодеи. То есть, предатели. И даже в тех странах, где НЕпривязанность к любым проявлениям материального мира рассматривается как признак просветления, не слишком одобряют такие модели поведения.
Алкивиад, Брут, Мессалина, Иуда, князь Курбский, Святополк Окаянный, гетман Мазепа, Павлик Морозов, Ким Филби – список этих громких имен из мировой и украинской истории можно продолжать бесконечно. В случае нашей многострадальной державы, территорию которой веками кроили и кромсали, этот перечень будет длинным и противоречивым. Потому как жители лакомой для соседей части земного шара, на которой теперь находится Украина, выживали, как могли. Например, тогдашние представители элит, имена которых дошли до нас, демонстрировали завидную многовекторность. Помните шевченковское «І мертвим, і живим…», фрагмент об идеализируемых нынче временах:

«…Раби, підножки, грязь Москви,
Варшавське сміття – ваші пани,
Ясновельможнії гетьмани...»

Но оставим дела минувшие. Историю пишут победители, летописи и мемуары – самая изощренная и извращенная форма манипуляции общественным мнением (на профессиональном сленге репутологов и политологов – инструмент мягкой силы). Что из известных нам хрестоматийных примеров было предательством, а что – актом заслуженного возмездия или подвигом, до того момента, когда изобретут машину времени – тайна, скрытая мраком. Намного интереснее посмотреть на глубинные механизмы предательства.
Сегодня тяжелым словом «предатель» люди бросаются слишком легко. Спорные вопросы текущего момента и будущих вариантов развития событий больше не принято обсуждать. В большинстве случаев чужое мнение воспринимается как априорно неправильное. И на того, кто думает иначе, автоматически навешивается ярлык ренегата. Возможно, это относительно скоро пройдет – когда закончится массовый психоз, и к людям вернется (или в людях удастся воспитать) навык критического мышления.
А чтобы ускорить этот небыстрый процесс, нужно понять несколько простых, но в то же время сложных вещей о том, в каком случае уместно говорить о предательстве.
1.  Категория «предательство» всегда тесно связана с такими нравственными категориями, как «доверие», «долг», «честь». Предатель обманывает доверие того, перед кем он добровольно взял на себя то или иное обязательство, и в результате несет ответственность за его выполнение. Соответственно, совершает деяние, угрожающее своей чести и репутации.
2.  Ergo, предать можно только того, к кому испытываешь чувство долга. И предательству всегда предшествует тщательно обдуманное или импульсивно-спонтанное решение нарушить обязательства. Долг патриота – любить свою страну, верного мужа – любить жену, искренне верующего – свои святыни. Но ничем, кроме любви, его по-настоящему нельзя заплатить. И когда ее недостаточно, нарушение обязательства неизбежно.
3.  Ergo, предать можно только того, кто тебе доверяет. Если доверия не было изначально (как в браке, где любит только один, и сознательно закрывает глаза на несимметричное отношение своей половины), то и предательство – не совсем предательство. «Бачили очі», что изначально взятое обязательство ущербно.
Что это означает применительно к практике жизни? Буквально следующее.



Человек не может предать страну, с которой себя не идентифицирует. Нет эмоциональной связи, нет обязательств – нет предательства. Аналогичным образом невозможно предать мужа, который изначально знает, что нелюбим женой, и не доверяет ей. Он может быть обманут, может стать жертвой супружеской измены, но это уже другой угол зрения, чем предательство. И нельзя предать веру, если в душе ты сомневаешься в ее истинности. Ну, и тем более глупо упрекать в предательстве твоих интересов политика, за которого ты проголосовал, не веря в искренность его намерений и готовность выполнить предвыборные обещания. Во всех этих случаях человек предает только самого себя. Потому что честнее уехать из чуждой страны, не жить с НЕсвоим человеком, избрать другой духовный путь, не голосовать вообще. «Нет на свете печальней измены, чем измена себе самому» (с)
Что это означает для Украины? Мы подошли то ли к порогу, то ли к краю пропасти. Там, где мы находимся, царит атмосфера безнаказанного, и, более того, практически социально одобряемого тотального предательства. Применительно к сфере политики и государственного строительства – наиболее важной сегодня – картина удручающая. Обманывать ожидания, нарушать обещания – в порядке вещей. Голосовать за тех, кто заведомо предаст – норма жизни. В древности такое положение дел называли развращенными нравами.
Но привычка жить во лжи ни к чему хорошему не приведет. Даже если у общества иммунитет или даже просто высокий болевой порог. Пару лет назад моя мама возвращалась с курорта вместе с женщиной, внук которой живет на Кипре. На вопрос «почему там?» мамина собеседница ответила: «Он не выживет в Украине. Он не умеет так вести себя по отношению к другим людям, как принято у нас». А значит, если мы строим-перестраиваем государство на территории, не имеющей устойчивых и непрерывных традиций государственности, нужно параллельно формировать культуру доверия в обществе и закладывать традиции ответственного отношения к выполнению обязательств. То есть делать то, что не может быть сделано без уважения к чужому мнению, и обновленным с учетом всех точек зрения моральным и правовым нормам.
... Некоторые современные эзотерики, верящие в реинкарнацию, убеждены, что существуют некие территории компактного проживания граждан, отрабатывающих негативную карму определенного типа. Где-то отрабатывают грех убийства, где-то – грех жадности. А где-то – предательства. Хочется верить, что не у нас.

Немає коментарів:

Дописати коментар