ДОВГЕЛЬ Евгений Станиславович , образование высшее:
1) инженерное, 2) экономическое, 3) философское.
1) инженерное, 2) экономическое, 3) философское.
При получении первого высшего образования (1971-76 гг, Белорусский политехнический институт) за срок учебы не имел иных оценок кроме "отлично", после первого курса и до выпуска был Ленинским стипендиатом. Обучался также в аспирантурах, сдал кандидатские экзамены по специальностям: 1)«Математические методы и применение вычислительной техники в экономических исследованиях, планировании и управлении», 2)«Социальная философия», 3)«Экономическая теория».
Работал в должностях: зам.директора по экономике и директора предприятия, заместителя председателя плановой комиссии Минского горисполкома, зам. начальника управления анализа и прогнозирования комитета экономики Минского горисполкома, управляющего филиалом банка, директора страховой организации, директора научно-экономического предприятия "Экон" (как предприниматель), председателя совета ассоциации предприятий с собственностью работников, председателя совета международного клуба директоров Белорусской научно-промышленной ассоциации, помощника председателя Правления Белорусской универсальной товарной биржи, заведующего сектором по автоматизированной системе управления Белкоопсоюза.
«Не должно принимать в природе иных причин сверх тех, которые истинны и достаточны для объяснения явлений... Природа проста и не роскошествует излишними причинами вещей».
И. Ньютон (знаменитое Правило № 1)
Суть кризиса в любой системе – есть следствие накопления в ней результатов некого противоречия до уровня, после которого система начинает разрушаться. Кредитно-денежным системам государств (за исключением отдельных) присуще внутреннее противоречие, его причина – в глубине Истории.
Во времена ростовщиков и первых банков, деньгами было, в основном, золото. Ростовщики его аккумулировали и выдавали в рост. Займы позволяли предпринимателям выпускать товары, выручать за них деньги, возвращать долги. Денег в экономике хватало на возврат и займов, и процентов. Потому что золото постоянно добывалось в мире. Его количество и стоимость как массы денег в экономике все время возрастало. А если денег на рынке не хватало, то золото росло в цене, стимулируя тем самым его добычу. Так в определенной мере разрешалось основное противоречие в кредитно-денежных системах: между объемом кредитов и необходимостью возврата кредитов с процентами, т.е. в большем объеме, чем кредитов вышло в экономику.
Но золото уже давно ушло из сферы обращения, однако:
«Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых» (К.Маркс).
Сегодня, выпуская свои деньги в экономику, все национальные центры эмиссий действуют все по той же древней схеме. То есть, если какой-либо национальный банк выдал кредитов на 100 рублей (долларов, евро), то затем он же и изъял у получателей денег (то есть из экономики) свои 100 рублей (долларов, евро), да еще – и проценты.
Из школьной арифметики, а также из закона сохранения энергии вытекает логический вопрос.
А откуда же могут взяться в экономике сегодня суммы на возврат кредитов и процентов, если все центры эмиссий выпускают в экономику только суммы кредитов? Он приводит к ответу, что функционирование денежно-кредитной системы любого государства на такой модели возможно лишь до поры, и ТОЛЬКО за счет опережающего "раздувания" национальными банками все возрастающих кредитных пузырей. Построив математическую модель такого кредитно-эмисссионного процесса, хотя бы в таблице Excel, воочию можете убедиться: долги по возврату кредитов с процентами растут быстрее прироста денежной массы в обращении. Возвращать долги по кредитам с процентами в такой системе отношений со временем становится физически невозможно из-за недостатка денег в обращении, как в экономике отдельных государств, так и в экономике мира.
Кризис, начавшийся в США и распространившийся в мире, имеет именно эту природу. Не случайно Бен Бернанке – американский экономист, председатель Федеральной резервной системы США, председатель совета экономических экспертов при Белом доме, вносил на обсуждение идею, что для выхода из кризиса необходимо «разбрасывание денег с вертолёта», – за это и получил прозвище – «Вертолётный Бен».
В мире накопилась немыслимая для осознания сумма задолженностей, которую специалисты в начале 2009 года оценивали в 60 трлн. долларов, что примерно равно годовому объему ВВП всей планеты. В 2008 г. в США на каждый доллар в обращении приходилось примерно два доллара кредитов. Эмиссия новых долларовых кредитов, в то время как прежние задержались с возвратом, вызывает рост объема их необеспеченной массы в США и в мире, и следственно – инфляцию доллара. Чтобы поддерживать у населения планеты предпочтение к сбережениям в долларах, США всемерно добиваются инфляции и девальвации относительно доллара национальных валют других стран. В этом интересы США, МВФ, валютных спекулянтов, экспортеров и лиц-аборигенов, накопивших доллары, совпадают. Их совместные усилия обесценивают совокупную стоимость денежной массы в мировой экономике.
«Сокращение предложения денег в экономике является причиной
большинства экономических кризисов»
(М.Фридмен, американский монетарист, Нобелевский лауреат).
Сокращение предложения денег в экономике порождает проблемы со сбытом продукции, снижаются темпы и объемы производства, у организаций накапливается дебиторская и кредиторская задолженность, падают налоговые платежи. А потребности бюджета и организаций наоборот начинают возрастать (необходимость помощи производителям и бедствующим группам населения, безработным), что вынуждает государства на выдачу новых кредитов Правительствам, оказание помощи банкам, субсидий банкротам, пособий населению. Новые эмиссии в условиях задержки с возвратом по старым кредитам ускоряют инфляцию. Выпуск продукции без повышения цен становится убыточным, а их рост – невозможным, т.к. вызывает дальнейшее снижение покупательского спроса …
«Значительные проблемы, стоящие перед нами, не могут быть решены
на том же уровне мышления, на котором мы их создали» (А.Эйнштейн).
Иными словами, без изменения принципов кредитно-денежной системы этот кризис государствам не преодолеть, он будет обостряться вновь и вновь. Поняв же причину и механизм кризиса, можно добиться резкой активизации всей национальной экономики, а на уровне организаций – резкого повышения конкурентоспособности и улучшения работы предприятий.
И ГДЕ ЖЕ ВЫХОД? ЧТО КОНКРЕТНО НУЖНО
ДЛЯ ВЫХОДА СТРАНЫ ИЗ КРИЗИСА?
Посмотрите график Количество национальных денег на душу населения в Японии.
На него для наглядности наложен и график «Количество национальных денег на душу населения в Беларуси».
Притом что объем производства ВВП на душу населения в Беларуси «всего» в 4 раза ниже, чем в Японии, разница в количестве национальных денег в экономике на душу населения более чем в 100 раз!
При этом йена за период с 1949 г. стала свободно-конвертируемой, курс ее к доллару с того времени повысился более чем в 4 раза (с 360 йен за доллар), экономика страны по конкурентоспособности стала наиболее успешной в мире, страна незаметно стала главным мировым кредитором и главным мировым инвестором.
А в Беларуси курс национального рубля с июня 1992 г. (выпуск в обращение расчетных билетов Национального банка Республики Беларусь в качестве национального платежного средства) с учетом деноминаций 1994 и 2000 г.г. понизился более чем в 2,7 млн. раз! Экспорт за 2009 год составил 65,3% к предыдущему году. Страна была вынуждена брать кредиты МВФ и других государств.
Примерно тоже соотношение количества национальных денег и в российской экономике, и во всех странах СНГ. Как видим, денежные системы этих стран отличаются от японской денежной системы в чем-то существенном, важном. Но в чем же именно?
Суть важнейшего секрета Японии в том, что ее стратегические экспортоориентированные предприятия получают через сеть банковских структур, в основном, прямые инвестиции за счет эмиссии национальных денег в их уставные фонды под обоснованные бизнес-планы. Риски их страхуются, и акции их становятся, по-сути, ликвидным обеспечением национальных денег. Поэтому йены рождаются надежно, 100-процентно обеспеченными национальными активами и остаются в экономике, количество их в экономике страны все время возрастает, причем без инфляции.
А в это время в Беларуси, России и др. странах СНГ их денежно-кредитные системы выдают своим производителям кредиты, которые приходится возвращать, да еще и с процентами…
Теперь посмотрите еще один график:
Уровень конкурентоспособности товаров (минимальная цена до точки безубыточности) при финансировании национального производства:
Уровень конкурентоспособности товаров (минимальная цена до точки безубыточности) при финансировании национального производства:
|
а) по японско-китайской модели (инвестиции за счет эмиссии национальных денег в предприятия с обеспечением эмиссий акциями предприятий),
б) по белорусско-российской модели (кредиты национальным производителям при обеспечении национальных денег за счет иностранной валюты, кредитов МВФ и других кредиторов).
Это принципиально важный график. Он объясняет причину неконкурентоспособности товаров многих стран, в том числе белорусских и российских, относительно японских и уже китайских.
Вследствие разницы в схемах финансирования экспорта себестоимость производства экспортной продукции при японской модели финансирования при равенстве прочих условий оказывается почти вдвое ниже! Даже у тех предприятий, которым кредиты выдаются в Беларуси, России под льготный процент – разница в издержках производства по сравнению с японской схемой финансирования экспорта – не менее чем в 1,5 раза! Поэтому экспорт предприятий в странах СНГ и не конкурентоспособен по сравнению с японским.
В условиях возрастающей ценовой неконкурентоспособности белорусским, российским, украинским и т.д. производителям СНГ продать продукцию становится все большей проблемой. Но кредиты нужно возвращать. Вот и сбывают предприятия товар с убытком. И снова залезают в долги, уже на большую сумму. Несколько таких кредитных циклов – и некоторые из предприятий оказываются банкротами, выбывают из числа плательщиков налогов, усугубляя финансовый кризис в стране. И кризисный цикл затем развивается уже на более высоком уровне...
И КАК ЖЕ ВЫРВАТЬСЯ ИЗ ЭТИХ ЦИКЛОВ
ГОСУДАРСТВУ, ПРЕДПРИЯТИЯМ?
Суть решения проблемы в том, что ЛУЧШИЕ национальные ЭКСПОРТООРИЕНТИРОВАННЫЕ коммерческие проекты, сулящие прибыль, должны организовываться в стране в виде открытых акционерных обществ, страховаться и инвестироваться государством (нацбанком через сеть доверенных коммерческих банков) за счет эмиссии национальных денег.
Акции этих бизнес-проектов (подчеркнем: лучших национальных, инновационных, экспортоориентированных бизнес-проектов), а также акции коммерческих банков и инвестфондов (а не инфлирующая валюта иностранных государств) должны объективно оцениваться, страховаться и становиться обеспечением национальных ИНВЕСТИЦИОННЫХ денег, а также и главным средством управления курсом национальной валюты.
С изменением схемы финансирования резко снижается затратная часть бизнес-планов по производству инновационной экспортоориентированной продукции, в стране возникнут конкурентоспособные экспортоориентированные бизнес-проекты. Страна станет самодостаточной в вопросах внутригосударственного инвестирования, финансирования, взаиморасчетов.
В случае необходимости укрепления курса национальных денег часть таких высоколиквидных акций из резервов Национального банка и его доверенных юридических лиц (подчеркнем еще раз: высоколиквидных акций национальных бизнес-проектов, которые сегодня продаются иностранцам за валюту) станет возможным продавать на рынке за национальные деньги. Тем самым, с одной стороны, продажей акций будет увеличиваться масса ликвидного товара на рынке страны, с другой же стороны, и в тоже время – станут изыматься соответствующие суммы национальных денег с ее рынка, станет повышаться их дефицит в экономике и, соответственно, их стоимость на рынке.
Из сомнений оппонентов по данной разработке, приходилось слышать лишь два дельных.
Первое, мол, в Японии что-то не так да не этак, мол, там тоже большие проблемы, кризис, стагнация. Ответим, что японская пословица гласит: прежде чем верить, нужно семь раз проверить. Япония – закрытая в мире страна, не ее контролирует МВФ, а она, как кредитор, контролирует МВФ и другие мировые финансовые организации. Сведения, которые мы слышим о Японии, основаны только на информации ее правительства. Излюбленная тактика их стратегов всегда «трубить» о больших трудностях в валютно-денежной системе и долгах правительства, чтобы отвлекать внимание доверчивых простаков. При этом никогда не сообщается, а кому же именно должно правительство, которое является главным держателем ценных бумаг США, дает кредиты МВФ и другим финансовым организациям, инвестирует денежные средства в эффективные и перспективные бизнес-проекты всех стран мира. Хорошо бы и каждому правительству стать таким должником! Впрочем, Япония здесь была упомянута только ради иллюстрации.
Здесь предлагается не то, что делает Япония, а разработка, имеющая принципиальную новизну, с учетом опыта Японии, а также опыта Израиля в области господдержки инноваций и опыта Китая, для резкого повышения конкурентоспособности экспорта и обеспечения тем самым еще и финансовой самодостаточности государства. Причем в данной краткой статье представлена только малая часть из большой разработки. Предполагается еще и вовлечение национального богатства в повышение ликвидности национальной денежной системы, и новые научные решения по совершенствованию налоговой системы и по созданию мощной системы мотиваций для работников (накоплен и осмыслен уникальный опыт). Любая страна, применившая эти разработки, окажется способной на "экономическое чудо" не менее, а более чем ранее Япония и в настоящее время Китай.
Второее. Мол, если дадим инвестиции экспортоориентированным предприятиям национальными деньгами, то они все бросятся покупать валюту (за нее закупается зарубежное оборудование и комплектующие) и это, мол, создаст давление на курс рубля, вызовет инфляцию.
А если предприятиям дают кредиты, как сейчас? Разве при этом у них отпадает потребность в современном оборудовании, комплектующих? Дело в том, что затраты на них всегда составляют лишь часть себестоимости экспортной продукции, а выручка от ее успешной продажи на экспорт станет приносить всю стоимость в валютном выражении в страну. И конкретно – инвестору, т.е. в нашем случае – государству, что будет укреплять национальную валюту и пополнять бюджет, позволит выйти на тенденцию снижения налогов. Конечно, если бизнес-проекты для национального инвестирования подбирать с умом. Это здесь, конечно же, подразумевается.
Автор может наглядно показать заинтересованным специалистам на модели реальных денежно-кредитных отношений, что ПРИ ЛЮБЫХ ДЕЙСТВИЯХ УЧАСТНИКОВ валютного рынка, ничто не сможет нарушить управляемость курсом валюты национального банка страны, если этот банк будет действовать с ясным пониманием всего того, что здесь предлагается.
К этому, пожалуй, нужно повторить еще раз, что йена с ее полной никчемности в 1948 году, стала свободно-конвертируемой, курс ее стал повышаться, цены на товары в стране – снижаться. При этом экономика страны стала экспортно-ориентированной с высокой конкурентоспособностью, ее валютные поступления стали наибольшими в мире. Надобно еще иметь в виду, что продажи на экспорт по кредитным схемам финансирования экспорта вскоре станут вообще невозможными в мире.
Предвидим новые сомнения различных управленцев... как бы чего не вышло! Поэтому здесь предлагается любой стране провести экономический эксперимент с желающими предприятиями, без потерь для бюджета. Проекты программы по его подготовке и соответствующих нормативных актов авторы разработки готовы предложить. Эксперимент наглядно покажет целесообразность системной реализации изложенных здесь предложений не только в масштабе одной страны, но и в масштабе, например, всего СНГ, Евросоюза и др.
Страна, которая выйдет из кризиса первой, надолго станет первой в мировой экономике. Необходимо только подчеркнуть, что фактор времени имеет здесь важнейшее значение!
Нужно иметь в виду еще и то, что:
В условиях возрастающей ценовой неконкурентоспособности белорусским, российским, украинским и т.д. производителям СНГ продать продукцию становится все большей проблемой. Но кредиты нужно возвращать. Вот и сбывают предприятия товар с убытком. И снова залезают в долги, уже на большую сумму. Несколько таких кредитных циклов – и некоторые из предприятий оказываются банкротами, выбывают из числа плательщиков налогов, усугубляя финансовый кризис в стране. И кризисный цикл затем развивается уже на более высоком уровне...
И КАК ЖЕ ВЫРВАТЬСЯ ИЗ ЭТИХ ЦИКЛОВ
ГОСУДАРСТВУ, ПРЕДПРИЯТИЯМ?
Суть решения проблемы в том, что ЛУЧШИЕ национальные ЭКСПОРТООРИЕНТИРОВАННЫЕ коммерческие проекты, сулящие прибыль, должны организовываться в стране в виде открытых акционерных обществ, страховаться и инвестироваться государством (нацбанком через сеть доверенных коммерческих банков) за счет эмиссии национальных денег.
Акции этих бизнес-проектов (подчеркнем: лучших национальных, инновационных, экспортоориентированных бизнес-проектов), а также акции коммерческих банков и инвестфондов (а не инфлирующая валюта иностранных государств) должны объективно оцениваться, страховаться и становиться обеспечением национальных ИНВЕСТИЦИОННЫХ денег, а также и главным средством управления курсом национальной валюты.
С изменением схемы финансирования резко снижается затратная часть бизнес-планов по производству инновационной экспортоориентированной продукции, в стране возникнут конкурентоспособные экспортоориентированные бизнес-проекты. Страна станет самодостаточной в вопросах внутригосударственного инвестирования, финансирования, взаиморасчетов.
В случае необходимости укрепления курса национальных денег часть таких высоколиквидных акций из резервов Национального банка и его доверенных юридических лиц (подчеркнем еще раз: высоколиквидных акций национальных бизнес-проектов, которые сегодня продаются иностранцам за валюту) станет возможным продавать на рынке за национальные деньги. Тем самым, с одной стороны, продажей акций будет увеличиваться масса ликвидного товара на рынке страны, с другой же стороны, и в тоже время – станут изыматься соответствующие суммы национальных денег с ее рынка, станет повышаться их дефицит в экономике и, соответственно, их стоимость на рынке.
Из сомнений оппонентов по данной разработке, приходилось слышать лишь два дельных.
Первое, мол, в Японии что-то не так да не этак, мол, там тоже большие проблемы, кризис, стагнация. Ответим, что японская пословица гласит: прежде чем верить, нужно семь раз проверить. Япония – закрытая в мире страна, не ее контролирует МВФ, а она, как кредитор, контролирует МВФ и другие мировые финансовые организации. Сведения, которые мы слышим о Японии, основаны только на информации ее правительства. Излюбленная тактика их стратегов всегда «трубить» о больших трудностях в валютно-денежной системе и долгах правительства, чтобы отвлекать внимание доверчивых простаков. При этом никогда не сообщается, а кому же именно должно правительство, которое является главным держателем ценных бумаг США, дает кредиты МВФ и другим финансовым организациям, инвестирует денежные средства в эффективные и перспективные бизнес-проекты всех стран мира. Хорошо бы и каждому правительству стать таким должником! Впрочем, Япония здесь была упомянута только ради иллюстрации.
Здесь предлагается не то, что делает Япония, а разработка, имеющая принципиальную новизну, с учетом опыта Японии, а также опыта Израиля в области господдержки инноваций и опыта Китая, для резкого повышения конкурентоспособности экспорта и обеспечения тем самым еще и финансовой самодостаточности государства. Причем в данной краткой статье представлена только малая часть из большой разработки. Предполагается еще и вовлечение национального богатства в повышение ликвидности национальной денежной системы, и новые научные решения по совершенствованию налоговой системы и по созданию мощной системы мотиваций для работников (накоплен и осмыслен уникальный опыт). Любая страна, применившая эти разработки, окажется способной на "экономическое чудо" не менее, а более чем ранее Япония и в настоящее время Китай.
Второее. Мол, если дадим инвестиции экспортоориентированным предприятиям национальными деньгами, то они все бросятся покупать валюту (за нее закупается зарубежное оборудование и комплектующие) и это, мол, создаст давление на курс рубля, вызовет инфляцию.
А если предприятиям дают кредиты, как сейчас? Разве при этом у них отпадает потребность в современном оборудовании, комплектующих? Дело в том, что затраты на них всегда составляют лишь часть себестоимости экспортной продукции, а выручка от ее успешной продажи на экспорт станет приносить всю стоимость в валютном выражении в страну. И конкретно – инвестору, т.е. в нашем случае – государству, что будет укреплять национальную валюту и пополнять бюджет, позволит выйти на тенденцию снижения налогов. Конечно, если бизнес-проекты для национального инвестирования подбирать с умом. Это здесь, конечно же, подразумевается.
Автор может наглядно показать заинтересованным специалистам на модели реальных денежно-кредитных отношений, что ПРИ ЛЮБЫХ ДЕЙСТВИЯХ УЧАСТНИКОВ валютного рынка, ничто не сможет нарушить управляемость курсом валюты национального банка страны, если этот банк будет действовать с ясным пониманием всего того, что здесь предлагается.
К этому, пожалуй, нужно повторить еще раз, что йена с ее полной никчемности в 1948 году, стала свободно-конвертируемой, курс ее стал повышаться, цены на товары в стране – снижаться. При этом экономика страны стала экспортно-ориентированной с высокой конкурентоспособностью, ее валютные поступления стали наибольшими в мире. Надобно еще иметь в виду, что продажи на экспорт по кредитным схемам финансирования экспорта вскоре станут вообще невозможными в мире.
Предвидим новые сомнения различных управленцев... как бы чего не вышло! Поэтому здесь предлагается любой стране провести экономический эксперимент с желающими предприятиями, без потерь для бюджета. Проекты программы по его подготовке и соответствующих нормативных актов авторы разработки готовы предложить. Эксперимент наглядно покажет целесообразность системной реализации изложенных здесь предложений не только в масштабе одной страны, но и в масштабе, например, всего СНГ, Евросоюза и др.
Страна, которая выйдет из кризиса первой, надолго станет первой в мировой экономике. Необходимо только подчеркнуть, что фактор времени имеет здесь важнейшее значение!
Нужно иметь в виду еще и то, что:
"Никакие рассуждения не в состоянии указать человеку путь,
если он не хочет его видеть".
Ромен РОЛАН, известный писатель, Нобелевский лауреат).
P/s. Почти три сотни лет потребовалось миру, чтобы понять несложное учение Коперника!
P/s. Почти три сотни лет потребовалось миру, чтобы понять несложное учение Коперника!
Немає коментарів:
Дописати коментар