Трагедия Оксаны стала общенациональной болью потому, что вскрыла фактически все язвы. Фото: novosti-n.mk.ua.
Слишком большим было потрясение, слишком сильным сострадание, слишком громким - негодование. Изнасилованная, полузадушенная, сожженная девушка двадцать дней боролась за жизнь, будто стараясь дать нам больше времени подумать о том, за какие грехи общества она расплачивается столь страшной ценой. Трагедия Оксаны стала общенациональной болью потому, что вскрыла фактически все язвы: от разгула цинизма и жестокости до непрофессионализма милиции и зреющего в народе негодования к равнодушию власти.
О том, какие уроки должны мы все извлечь из этой тягостной истории, говорили участники круглого стола в "Комсомолке".
СЛЕДСТВИЕ НЕЗАВИСИМО. НО ТЕЛЕФОННОЕ ПРАВО - ТОЖЕ
|
- Когда вся страна обсуждала историю несчастной девушки, нередко высказывалось мнение, что дело Оксаны Макар превратилось в шоу. Было ли оправданным вмешательство СМИ?
Татьяна Яблонская: - А как иначе народ может быть проинформирован о том, что происходит в обществе? Власть говорит, что у нас все хорошо. Единственный способ узнать, как обстоят дела на самом деле, это средства массовой информации. И хорошо, что СМИ обнародовали все, что связано было с делом Оксаны. Но мы еще очень многого не знаем о том, что касается насилия и жестокости, о том, что происходит в закрытых институциях - интернатах, психлечебницах, тюрьмах.
- К сожалению, интерес представителей прессы очень часто пресекают "тайной следствия". В случае с Оксаной Макар эта тайна не сработала, поэтому все узнали все. Но будет ли так всегда?
|
Владимир Полищук: - Мне кажется, что сейчас милиция открыта, и вам не в чем нас винить. Понятие "тайна следствия" предполагает не желание скрыть информацию от СМИ, а стремление не дать преступникам возможность заблаговременно скрыться. Поэтому приходится информировать в тех объемах, которые позволяют эффективно раскрывать преступления.
Что касается случая с Оксаной, то резонанс вызван был тем, что следователь изначально принял неправильное решение отпустить двоих подозреваемых. Это была неопытная девушка, которая проработала только полгода после выпуска. Когда в Николаев отправили специалистов, было принято правильное решение.
- Есть ли критерии, по которым следователь должен решать, кого отпускать, а кого задерживать? Или это его субъективный подход?
В.П.: - В законе сказано, что следствие независимо ни от кого. Следователь даже не может выполнять команды начальника милиции. Но все знают, что в нашем постсоветском обществе может существовать телефонное право. Я не буду этого отрицать. Но данным правом грешат и те, кто потом в тех же СМИ винит работников милиции, что они, мол, неправильно действуют.
Генпрокурор и министр МВД проводили совместную коллегию, вызвали всех работников милиции и прокуратуры, которые были на месте происшествия. Был четко поставлен вопрос: просил ли кто-нибудь, чтобы двоих из этой тройки отпустили? И люди, понимающие, что им грозит и взыскание, и даже увольнение, четко заявили, что давления не было. Поэтому по решению коллегии ряд работников прокуратуры и милиции были серьезно наказаны. А девушка-следователь пока только предупреждена. В этой ситуации увидели больше вины руководства, чем исполнителя.
МИЛИЦИИ НЕ ХВАТАЕТ ОПЫТА И РЕАКТИВОВ
|
Олег Веремеенко: - Отсутствие опытных кадров в милиции на уровне следствия - это наша национальная беда. Старые кадры, которые могли и хотели работать, вышли на пенсию. А для молодежи служба в милиции не является престижной. Хоть милиция очень часто мой оппонент, но в данном случае я буду "адвокатом дьявола". Пусть будет меньше в три раза милиции по численности, но она должна быть лучше оплачиваемая и вооружена технически. Думаю, не всех троих сразу задержали потому, что эксперт не смог зафиксировать улики. У экспертов ничего нет - ни оборудования, ни реактивов. В стране нет банка ДНК с мест происшествий! У нас в каждом втором деле исчезают вещдоки - это разве нормально? И никто не отвечает - испарились доказательства, и все.
Т.Я.: - Хотела бы еще добавить, что компетентность следователя - это еще и качество преподавания в нашей академии МВД. Лет 8 назад мы готовили совместно с ОБСЕ, МВД Дании, Академией МВД Украины, Секретариатом уполномоченного по правам человека пособие "Предупреждение пыток в Украине". Одним из авторов был доцент академии. И вот интересный момент: когда я заговорила о пытках в милиции как о явлении, он вдруг испугался, настроил всех, что издевательств нет. Но ведь всем же известно, что они есть, и итог этой самой жестокости - боль и страдания.
В.П.: - Я, возможно, не должен об этом говорить, но скажите: кто является "адвокатом дьявола"? Не сами ли адвокаты иногда? Мы говорим о коррупции. А кто нас научил брать взятки и кто посредник между следователем, судьей и подозреваемым? В Украине, напомню, самая высокая степень коррупционной толерантности. А если возвратиться к теме Оксаны Макар, то уголовный розыск сработал профессионально. Я уверен, что даже эти двое, которые пару дней побыли на свободе, через несколько дней все равно были бы задержаны, даже если бы не было такого общественного резонанса.
ЭТО ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЗАПРОС НА НОВЫЕ ИНСТИТУЦИИ
|
- Многие вопросы, связанные с делом Оксаны Макар, безусловно, лежат в плоскости общественной морали. Сейчас прессу обвиняют в том, мол, она сама виновата, что в обществе сложилась атмосфера жестокости…
Василий Костицкий (В.К-й): - Думаю, что в мире ничего случайного не бывает. Я далек от того, чтобы обвинять прессу, но, к сожалению, у общества действительно есть претензии к СМИ. Наши дети формируют определенные образы поведения, беря примеры не только у родителей и ровесников, но и черпая их из средств массовой информации. Я считаю, что пресса хорошо сделала, подняв тему моральности на примере дела Оксаны Макар. Но склонен думать, что СМИ рано или поздно должны будут признать: часть вины в том, что наше общество становится аморальным и циничным, лежит также и на информационном бизнесе.
- На спасение Оксаны Макар были брошены все силы. Ее судьбой были озабочены первые лица государства. В то же время у нас в стране страдает множество жертв преступлений, в том числе ДТП. Этим людям никто не помогает. Так какую степень страданий должна пережить жертва, чтобы государство прониклось к ней состраданием?
|
Вадим Карасев (В.К-в): - На дорогах, увы, гибнут везде и часто. Но ни в одной из стран и не каждый день гибнут так, как Оксана Макар. И тут основную роль сыграли не СМИ. Первоначально расследованием этого дела были недовольны люди в Николаеве. Благодаря соцсетям это стало не частным случаем, а общественным событием. Тогда СМИ начали разыгрывать его на медиасцене.
Дело не только в том, что обстоятельства смерти Оксаны Макар шокирующие, а в том, что это дело вписано в череду других резонансных случаев последнего времени, которые в свою очередь вписаны в более широкий контекст того, что я называю тихой войной между властью и обществом.
Сейчас мы, возможно, вступили в новые взаимоотношения между государством и народом. Граждане не хотят мириться с мажорством, с отчужденностью элиты от простых людей, с пренебрежением политиков по отношению к избирателям.
Пускай мучители Оксаны Макар не мажоры, а обычные оболтусы. Но они способны на такое зверство - и это страшно. Когда мы сегодня говорим о претензиях к МВД, то это уже претензии в целом к государству: защищает оно нас или подавляет? Это говорит о том, что сегодня народ уже не хочет просто подачек под выборы. Ну какой смысл в этих 100 гривнах, если завтра тебя может сбить какой-нибудь мажор или идиот, у которого играют гормоны, проломит тебе голову? А то и асфальт из-за гнилых труб провалится под ногами. В деле Макар люди сформулировали общественный запрос на новые эффективные институты, новую систему права, новое государство, которые нам должны служить, а не мы им прислуживать.
Т.Я.: - Я с вами абсолютно согласна, однако власть думает так: "Говорите-говорите, мы вас не слышим". Поэтому считаю, что СМИ должны требовать ответа от власти.
У МОЛОДЕЖИ БЕЗ ДЕНЕГ НЕТ ПЕРСПЕКТИВ
- У этой трагедии прежде всего социальные корни. А какова почва, в которую они вросли?
|
Александр Костенко: - В нашем обществе упало значение очень важных ценностей. В частности, отношения к женщине, отношений между мужчиной и женщиной. В какой-то мере, увы, женщины сами утратили ценность своего достоинства. Есть такой раздел криминологии, как виктимология - наука о поведении жертв. В соответствии с данными этой науки около 30% изнасилований можно было бы предупредить, если бы население было обучено правилам безопасного поведения.
Молодая женщина, идя в гости к незнакомым мужчинам, должна подумать, чем это может закончиться. И еще виктимология никоим образом не направлена на оправдание злодеев-насильников. Если бы ее рекомендации вошли в практику противодействия преступности, сколько можно было бы предупредить преступлений и сохранить жизней!
Т.Я.: - Философия права гласит, что не важно, кто стал жертвой и какое у нее было поведение. Никто никому не дал права вести себя с Оксаной Макар так, как с ней поступили.
В.К-й.: - У меня вопрос: достаточно ли трагедий для того, чтобы общество наконец поняло, что в нем происходит? В 2011 году сообщений о преступлениях было на 200 тысяч больше, чем в 2010-м. В обществе процветает цинизм. Я в своих публичных выступлениях не единожды обращал внимание на то, что опросы школьников показали: 37% из них готовы совершить правонарушение, потому что так делают их телевизионные кумиры.
В.П.: - Замечу: растет количество преступлений средней тяжести, но количество преступлений против жизни и здоровья человека в этом году уменьшилось на 3% по сравнению с прошлым.
- Как бы ни было, но криминогенная обстановка в обществе определяется самим состоянием общества.
О.В.: - Задайте себе вопрос: почему Оксана Макар в тот вечер оказалась в баре? Я не сужу ее абсолютно, я просто говорю, что этого ребенка никто не научил, что такое поведение может быть опасно. А теперь вопрос: почему мама это несчастной девочки должна была ездить в Россию на заработки? Да потому, что в Украине никто не заботится, чтобы все мы с вами имели работу или могли развивать свой бизнес! Родители вынуждены за куском хлеба ехать за тридевять земель, а дети предоставлены сами себе.
Я вижу колоссальный рост криминалитета среди молодежи потому, что у нее нет перспектив. Если нет денег или хороших связей, ты не поступишь в институт, тебе недоступны спортивные, творческие секции. Должна быть какая-то альтернатива: где учиться, чем заниматься, какую получать профессию, вместо того чтобы вечерами убивать время в барах.
|
РАСЧЕТ НА БЕЗНАКАЗАННОСТЬ И ПРОБЛЕМА ВЫБОРА
- У нас наблюдается не только феномен жестокости, но и отсутствия страха. Мы сегодня говорили о том, что милиция непрофессиональная, что там могут бить. Между тем люди совершают поступки, которые загоняют их в эту милицию. Эти трое насильников не мажоры, но и не отбросы общества. Они могли нормально состояться. Почему же повели себя так, что погубили не только Оксану Макар, но и свои жизни тоже?
Т.Я.: - А потому, что известно: у нас закон не один для всех и существует безнаказанность. На нее и рассчитывают. Есть яркие примеры, когда детей из влиятельных семей родители защищали от справедливого закона. Вот каждый думает: и мне помогут, и меня откупят.
В.К-й.: - К несчастью, современная семья потеряла возможность духовного развития. Родители предпочитают купить алкоголь, а не отправить детей в театр. Я согласен с тем, что у человека должен быть выбор, но если бутылка пива стоит 15 гривен, а занятия в спортивной секции или билет на концерт - 300-400 гривен, то проблема с выбором решена. Феномен в том, что такой выбор делают не только проблемные семьи, но и нормально обеспеченные. Я не согласен с теми, кто пробует анализировать поступки Оксаны Макар. Ответ, который был на ее, возможно, не самое правильное поведение, настолько жестокий, циничный и вызывающий, что рушит все основания для оценки. Мне кажется, "Комсомолка" сегодня правильно поставила вопрос о морально-этической революции в обществе. Без нее ни власть, ни общество не будут хорошими. Власть к нам не прилетает с Марса. Она - это те же люди, которые сегодня ходили рядом с нами, а завтра начинают руководить. Общество порождает власть. Поэтому попробуем вместе что-то изменить.
ЛЮДИ МОГУТ ОБЪЕДИНИТЬСЯ В СВОЮ ЗАЩИТУ
- Время подводить итоги…
Т. Я.: - Хорошо, что этот разговор состоялся. Дело Оксаны Макар показало, что люди могут объединиться в свою защиту, и это должно быть предупреждением власти.
В.П.: - Мы в переходном периоде стереотипов - от советской системы до буржуазного общества. Нужно не растерять то хорошее, что мы приобрели раньше, и отказаться от главного принципа, который многим сейчас присущ: моя хата с краю. Если мы это сможем, то такие случаи, как с Оксаной Макар, будут если не полностью исключены, то хотя бы сведены к минимуму.
В. К-й.: - Государство не должно регулировать мораль, но оно обязано сделать все, чтобы не допускать пропаганду насилия и жестокости, что сегодня является большой проблемой. И трагедия, о которой мы сегодня говорим, это еще один штрих… Мне не хочется оказаться пророком, но боюсь, что он может быть не последним.
О.В.: - Все мы должны начинать с себя. Насилие - следствие поступков каждого из нас.
В.К-в.: - Я думаю, что сегодняшний разговор - это свидетельство того, что никто не собирается покрывать это дело архивной пылью. Слова приходят и уходят, но они создают новую реакцию. Если мы сформируем новый запрос на безопасность, на право, на равенство всех перед законом, появятся новые люди и в правоохранительной системе, и во власти.
ОФИЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА
За три первых месяца 2012 года в органы Министерства внутренних дело поступило 130936 заявлений о преступлениях. Из них:
641 заявление - об убийствах и покушениях на убийство (90% - совершенные на бытовой почве);
311 заявлений - о преступлениях против половой неприкосновенности;
109 заявлений - об изнасилованиях.
А В ЭТО ВРЕМЯ
На 19-летие Саши Поповой ее мама принесет в больницу торт
Александр ЖУКОВ
Девушке, которую жестоко избили в Николаеве в день, когда пострадала и Оксана Макар, стало немного лучше: она все еще в коме, но уже реагирует на звуки и боль. t
Саша без сознания с 9 марта. Вечером возле ночного клуба ее избил до полусмерти 22-летний Александр - ни за что, просто выместил свою злость. Психопат размозжил девушке трахею, наступив ногой на шею. На днях жертву садиста попытались отключить от аппарата искусственного дыхания, но она так и не смогла самостоятельно сделать вдох.
Сашина мама все это время дежурит в реанимации. Алла Гудзь радуется каждому новому подергиванию ресничек любимой дочери.
- Она у меня уже начала чувствовать боль, - с надеждой в голосе сказала "КП" женщина. - Это я точно знаю. А еще раньше она стала реагировать на звуки, даже узнала мой голос. Это вам любой врач из отделения подтвердит.
Медики больницы скорой помощи, где уже четвертую неделю лежит Саша, признают: улучшения есть, но какие-то прогнозы давать отказываются. Они подозревают, что тяжелая черепно-мозговая травма сказалась на работе мозга девушки.
|
- Я понимаю, что вы все хотите от меня услышать какие-то обнадеживающие слова, - говорит один из лечащих врачей Поповой. - Но чем дольше человек находится в коме, тем хуже прогноз. Извините, но это так. У нее очень тяжелое состояние.
Заботу о покупке необходимых медикаментов и последующего лечения Саши взял на себя Фонд Ахметова. Мать девочки говорит, что всего хватает.
А завтра, 8 апреля, Александре исполнится 19 лет. Именины справят в больнице.
- Сашенька росла слабенькой, - всхлипывает Алла Гудзь. - И так получалось, что на свои дни рождения она оказывалась в больнице. А накануне трагедии она возьми и скажи мне: ну вот видишь, мам, со мной все в порядке, наконец день рождения дома гулять буду. Я сейчас часто эти слова вспоминаю…
После дикого преступления с Оксаной Макар николаевские оперативники с рекордной скоростью расследовали дело о нападении на 18-летнюю Александру Попову. Ее мучителя обвиняют в разбойном нападении и покушении на убийство из хулиганских побуждений. Ему светит минимум семь лет. По нашим данным, дело передадут в суд уже на следующей неделе.
Немає коментарів:
Дописати коментар