14 січ. 2012 р.

Религия Денег ( Глава 7.2 )

Кризисы религии денег 

(продолжение)

III.

Некоторые признаки больших спекуляций

Давайте посмотрим на некоторые наиболее очевидные признаки того, что на бирже акций возникла большая спекуляция.
 
При спекуляции одновременно растут:
  стоимость отдельных акций,
  количество компаний, котирующихся на бирже,
  ежедневные объёмы торгов всеми акциями.

Этот рост требует, чтобы на обслуживание пирамид отвлекались очень значительные потоки денег (ослы). Если они слишком резко покинут рынки потребительских товаров, то это может привести к падению цен на этих рынках и, соответственно, к падению производства. Поэтому во время бума так важны долговые пирамиды и подпечатка новых денег.

Естественно, что когда пирамида падает, в обороте резко оказывается огромное количество свободных денег, которые раньше занимались обслуживанием пирамиды. Большой вопрос в том, куда пойдут эти деньги.

Деньги в пирамиде, постоянно путешествуют между банковскими счетами участников-спекулянтов. Если количество денег в пирамиде уменьшится, то или цены должны опуститься, или должны сократиться объёмы торгов. Поскольку на рынок постоянно выпускаются всё новые и новые акции (благо желающих заработать на спекуляции всё больше), то уменьшение количества денег практически всегда грозит обвалом.

Если говорят, что за день торгов стоимость всего рынка увеличилась, например, на 10 миллиардов долларов, это, конечно, не значит, что на рынок пришли 10 миллиардов новых денег. В торгах могло участвовать, например, всего 5 процентов от существующих акций. Эти 5 процентов выросли в цене на десять процентов. Соответственно, в счётных книгах и оставшиеся 95 процентов выросли на десять процентов.

* * *
Другим признаком является превышение количества перепродавцов над количеством самих товаров.

Например, паевых фондов, которые вкладывают в компании, котирующиеся на бирже, становится больше, чем самих компаний. Конечно, акции паевых фондов тоже начинают котироваться на бирже, что ещё сильнее раздувает пирамиду. Пока идёт подъём, магически растут и те и другие. В случае обвала они сдуваются тоже магически.

* * *
Следующий признак спекуляции – резкое возрастание количества людей, занятых обслуживанием пирамиды. При обвале все эти люди мгновенно оказываются без работы.

Среди служителей культа особое место занимают всевозможные гуру и аналитики. Поскольку среднему человеку сложно разобраться во всех тонкостях рынка, то инвестиционные банки и финансовые фирмы содержат специальный штат аналитиков, следящих за акциями на бирже, и публикующих советы для инвесторов. Советы обычно сводятся к рекомендациям: «купить», «продать» или нейтральной «держать». Во времена бума мудрые аналитики советуют только покупать, и покупать все акции (в 1998 году на одну рекомендацию «продать» было 72 рекомендации «купить»).

«Учёными» в бизнес-школах и в университетах придумываются всё новые «модели оценки стоимости» (valuation) компаний, поскольку надо не только как-то оправдать уже завышенную цену, но ещё и доказать, что она будет расти.

Когда-то главным показателем для стоимости акций была прибыль компании. Считалось, что стоимость акций должна окупаться прибылью за 7-12 лет (так называемый PE ratio). Когда во время бума средний показатель окупаемости достигает 50-75 лет, а у некоторых компаний – 600 лет, то, действительно, надо придумать какие-то новые модели. Например, придумать доказательства того, что Интернет-торговля полностью выведет из бизнеса обычные магазины. Тогда уже можно подсчитывать не тот убыток, который реально получает Интернет-сайт, а ту прибыль, которую он может получить, когда вымрут его не-Интернет конкуренты.

Появляется немало гуру, которые рекламируют свои правила успешного инвестирования, якобы полученные на основе сложного и долгого анализа. Конечно, чем больше людей применяет эти правила, то есть покупает выбранные гуру акции, тем выше растут в цене именно эти акции, тем больше уверенности в ясновидящих способностях этого гуру.

Сам гуру в абсолютном выигрыше – ведь он уже не просчитывает поведение большего дурака, а задаёт это поведение.

* * *
Ещё один признак спекуляции – появление огромного количества теорий о том, какие факторы влияют на котировки в пирамиде.

Многие из этих теорий носят фантастический и гротескный характер. Например, теория о том, как количество шипящих букв в названии корпорации влияет на стоимость её акций. С другой стороны, как и в случае с гуру, если все согласятся, что будут расти акции на букву «X», и начнут скупать эти акции, то акции на букву «X» действительно будут расти, что подтвердит теорию.

Отсюда во время спекуляций корпорации начинают срочно менять свои названия на модные. Практически любая компания в конце 1990-х обязана была иметь в названии сочетание «.com». Эта приставка автоматически добавляла к её стоимости несколько десятков или сотен миллионов долларов.

Замечательным примером является компания funerals.com (похороны.com), которая занималась организацией через Интернет похорон. Их девиз – «Мы вернём веселье в похороны» (We are going to put the fun back into funerals).

* * *
Один из признаков большой пирамиды – необычайно широкий интерес к узкотехническим компаниям деятелей поп-культуры, кино, музыки и прочих знаменитостей, которые неожиданно оказываются в числе основателей этих компаний.

Это происходит вследствие того, что для привлечения к себе внимания, новые компании заранее раздают свои акции киноактёрам и поп-дивам. После этого во всех новостях объявляется, что на бирже начинаются торги акциями компании, которой владеет знаменитый поп-идол. Естественно, что знаменитости получают акции в подарок или с очень большой скидкой.

Вечное процветание

Во времена эйфории теория большего дурака начинает работать в счёте на минуты. Появляется широкая прослойка дэй-трейдеров, то есть людей, которые покупают и продают акции в течение нескольких часов или минут. Их кредо в том, чтобы просто бежать на шаг впереди толпы. Они смотрят телевизор или читают утренние газеты, и немедленно покупают акции той корпорации, которая была просто упомянута в положительном свете в новостях [237] . Расчёт делается на то, что в течение дня на эти новости среагирует масса, и акции подрастут [238] .

Абсолютным чемпионом в категории большего дурака во время последнего бума стала компания Priceline.com. Её бизнес-модель состояла в следующем. Priceline через свой Интернет-сайт предлагала билеты на авиарейсы разных авиакомпаний. При этом посетитель веб-сайта сам мог назначить цену на авиабилеты, например, сказать, что он готов заплатить 90 долларов за перелёт из Нью-Йорка в Майами. Сайт подбирал ему какой-нибудь вариант, обычно не очень удобный, с пересадками, но за названную цену.
У авиакомпаний всегда остаётся какое-то количество непроданных мест, поэтому они сбрасывали эти худшие места в Priceline по дешёвой, но не очень дешёвой цене, чтобы не повредить своим основным продажам билетов. Priceline даже приплачивала за эти билеты, чтобы запустить свой бизнес, то есть она продавала товар дешевле, чем покупала.

Какова же была рыночная стоимость Priceline.com? Она была больше, чем рыночная стоимость трёх крупнейших авиакомпаний США [239] вместе взятых. К чести Priceline, после коллапса рынка она не разорилась. Правда, упала в цене – примерно в 150 раз.

В целом в результате биржевых крахов акции тех компаний, которые не разоряются, падают в цене вдвое, а при сильных депрессиях, как Великая депрессия – в 5.5 раза (с учётом дефляции, номинально – в 9 раз). С 2000-го года по 2003-й технологические акции упали в цене в 4.5 раза, а количество разорившихся крупных Интернет-компаний подошло к тысяче.

* * *
Что будет следующей большой игрой на бирже? Видимо, акции борделей. В Австралии в 2003 году на биржу вышел первый «шестизвёздочный» бордель. За первый день торгов его акции поднялись в цене в 2.2 раза. Он планирует инвестировать собранный капитал в создание «секс-диснейленда». Это рынок с бесконечными и явно недооцененными возможностями.

Что станет заменой пирамиды недвижимости? Наверное, спекуляции местами на кладбищах. Кладбищ в престижных местах мало, отмирание стареющего населения Орды предстоит массовое. Уже можно начинать торги за могилы в местах, наиболее соответствующих статусу и состоянию.

Комбинированные спекуляции

Как мы отмечали, для массового производства просто необходимо массовое перераспределение капитала. После окончания первоначального дележа богатства такое массовое перераспределение возможно или через спекулятивные пузыри, или через войну.

Как мы увидели, весь XIX век в истории США был сплошной последовательностью спекуляций, обвалов и депрессий. В Европе шли примерно те процессы, но не в столь чистом виде, поскольку они проходили на фоне войн и революций.

Мы также увидели, что наибольший эффект имеют комбинированные пирамиды акций, долга и недвижимости. Давайте посмотрим, как обстояли дела в XX веке.

* * *
За депрессией 1907 года последовал взлёт производства, работавшего на Первую мировую войну. После войны прошёл закономерный спад, который сменился веком процветания и огромной спекуляцией 1920-х годов. Она закончилась полным крахом в 1929 году и Великой депрессией, из которой США вышли только благодаря Второй мировой войне. Ниже мы рассмотрим Великую депрессию подробно.

Тридцать лет американцы с ужасом относились к Уолл-Стрит. Но к концу 1950-х годов сменились поколения, память ослабла, и в 1960-е раздулся очередной биржевой и долговой пузырь, который громко лопнул, закончившись девальвацией доллара и отменой золотого стандарта в 1971 году [240] .

В 1970-е прошли в глубокой рецессии, при сильной инфляции и массовой безработице. Спекуляции велись на золоте и серебре, которые прыгали в цене в пять-десять раз. Как мы знаем, спекуляции на накопительных товарах мало стимулируют производство.

В 1980-е годы, с приходом к власти Р.Рейгана и М.Тэтчер, были отменены многие регуляторы, введённые после Великой депрессии. Началась строительство крупных пирамид акций, долга и недвижимости.
Пирамида акций лопнула осенью 1987 года. Следом за ней к 1989 году закончилась банкротством пирамида долгов сберегательных союзов (Savings and Loans). Эти союзы брали взаймы для того, чтобы купить корпорации, разделить их на части, а потом продать части по одиночке дороже, чем они были куплены оптом [241] . Чтобы предотвратить массовые банкротства миллионов американцев, для чистки сберегательных союзов пришлось истратить не менее 200 миллиардов долларов из налогов.

Эти обвалы привели к рецессии начала 1990-х, которая закончилась, когда начался рост пузыря технологических и Интернет-акций. По размерам и массовости эта спекуляция сопоставима только с бумом 1920-х годов. Интернет-пузырь лопнул весной 2000 года.

Обратите внимание на размеры активов, которые компании просто списали в результате этого обвала. Например, AOL Time Warner списала порядка 100 миллиардов долларов, WorldCom – 80 миллиардов долларов. Естественно, что не было ни пожара, ни наводнения, которые бы вдруг уничтожили имущество этих компаний. Просто компании сначала думали, что у них есть эта собственность, а теперь они думают, что её нет [242] .

В начале 2001 года жрецам религии денег удалось быстро запустить пирамиду недвижимости и ускорить пирамиду государственного долга. Одновременно увеличилась реальная зарплата американцев за счёт резкого снижения выплат по ипотеке. Эти меры несколько сгладили эффект спада в экономике.

Но к началу 2003 года пирамида недвижимости стала явно выдыхаться, а акции компаний так и не росли в цене. Как и в 1930-е, выходом стала война.


История Великой депрессии

 
Великая депрессия в 1930-е годы охватила весь мир (за исключением СССР), и стала непосредственной причиной Второй мировой войны. На сегодняшний день она является самым сильным кризисом религии денег. В нём очень хорошо отразились все те закономерности, о которых мы говорили выше.
 

Цветущие 1920-е

В 1920-е годы экономика США переживала подъём. Она сравнительно легко пережила спад, наступивший в 1919 году после того, как иссякли военные заказы.
 
Локомотивом роста стала автомобильная промышленность. Производство автомобилей с 1.9 миллиона штук в 1919 году возросло до 4.3 миллиона в 1926-м и до 5.6 миллиона в 1929 году [243] . За автомобилями следовала и остальная промышленность. Индекс общего производства вырос с 67 единиц в 1921 году, до 100 в 1923-25 годах и до 126 в 1929 году.

До 1925-го года в основе роста лежали долговые пирамиды, которые носили довольно умеренный характер. Это были доступный лизинг автомобилей для населения Америки и большие кредитования восстанавливавшейся после войны Европы. Главным получателем американских денег была Германия, которая выплачивала военные репарации Англии и Франции. Американские займы были для Германии единственной возможностью справиться с огромными репарационными платежами.

Под высокий процент Германия получала американские деньги, переводила их в Англию и Францию, а те, в свою очередь, расплачивались с США по долгам, сделанным во время войны. Таким образом, с одной стороны, как и в любой хорошей пирамиде деньги просто совершали круговорот, с другой стороны – происходило постоянное движение капитала, которое обеспечивало спрос на продукцию американской промышленности.

Следующий толчок перераспределению капитала и росту экономики дала спекуляция недвижимостью во Флориде, организованная в 1925 году знаменитым Чарльзом Понзи. Участки флоридской земли выкупались у фермеров, разбивались на очень маленькие лоты и продавались по новой высокой цене, но всего за 10 процентов наличными, остальное – в кредит.

По всей стране развернулась маркетинговая компания, рекламировавшая Флориду как новую Американскую Ривьеру. Земля быстро росла в цене. Стоимость лота удваивалась, утраивалась и учетверялась в течение нескольких месяцев. Начался строительный бум. Железные дороги перестали справляться с перевозками стройматериалов. 90 процентов покупателей земли не собирались жить во Флориде, им просто хотелось легко разбогатеть на перепродаже.

Конец этому благополучию положил ураган, прошедший во Флориде 18 сентября 1926 года. Погибло около четырёхсот человек, а десятки красивых яхт были выброшены на улицы Майами. Флорида вдруг перестала быть привлекательной, и большинство спекулянтов разорилось.

Но почувствовав вкус лёгких денег, американцы не собирались останавливаться.

Биржевой бум

В 1927 году индексы акций на бирже начали стабильно расти. Ситуация улучшалась тем, что были снижены проценты по кредитам. Свободные деньги в больших объёмах начали стекаться на биржи.

Весной 1928 года количество акций, участвовавших в торгах, увеличивалось на 20-25 процентов в месяц. Стоимость акций росла на глазах. Стремясь заработать, банки и страховые компании начали активно вкладывать свои деньги и деньги, вверенные им клиентами для хранения, в биржевой рынок. Сотнями возникали инвестиционные трасты, прообраз нынешних паевых фондов.
 
За 1928 год рост стоимости акций составил в среднем 35 процентов. Отдельные корпорации выросли в цене в 3-4 раза. Американцы не сомневались, что наступила эра всеобщего процветания и бесконечного благоденствия.

Множество частных спекулянтов покупали акции в долг. Те банки, которые непосредственно не вкладывали в акции, наживались на кредитовании спекулянтов. Пока акции росли в цене быстрее, чем росли долги, отдавать кредиты было легко. Следует помнить, что в те годы жёстко соблюдался золотой стандарт, и каждому доллару, вложенному в биржу, соответствовало золото в хранилище банка.

Спрос на кредит настолько возрос, что его стоимость прыгнула с 5 до 12 процентов годовых. Это вызвало поднятие ставок по всему миру.

Весна и лето 1929 года стали пиком эйфории. Стоимость акций росла на 10 процентов за один месяц; стоимость отдельных корпораций выросла за лето в полтора-два раза. Помимо Нью-Йорка, биржи возникли в других городах Америки; информацию о котировках они получали в реальном времени по телеграфу.

Деньги потекли в Америку со всего мира. Размеры кредитов, выдаваемых брокерам, росли ежедневно. В июне начался спад промышленного производства, вызванный тем, что все деньги уходили на биржу.

Обвал

Падение биржи началось 24 октября 1929 года. К 29 октября акции стали сбрасывать панически. За один день было потеряно всё «богатство», которое было «создано» за год. Тут же началась массовая продажа акций, купленных в долг, чтобы покрыть возникшие дефициты [244] . Это вызвало ещё более сильное падение цен.

К середине ноября акции в целом упали в цене в 2 раза по сравнению с сентябрём. К весне 1930 начался некоторый подъём, который сменился новым спадом. Акции продолжали падать до 1932 года, когда их стоимость составила 11 процентов от пика.



Индекс Доу-Джонса в 1928 – 1935 годах. В нижней части графика –
объёмы торгов в миллионах штук акций.


Сброс акций по пониженным ценам не мог покрыть убытком по долгам. Началось массовое разорение банков. Прошло три волны банкротств – в 1930, 1931 и 1933 годах, в результате которых закрылось более 9 000 банков, от чего пострадали уже не спекулянты, а обычные вкладчики.

Банкротство банков вызвало резкое сокращение количества денег, которые находились в обороте. Цены на товары пошли вниз. Тут же начало сокращаться производство, падать импорт и экспорт. Дефляция составила 40 процентов, а по некоторым товарам – до 60-70 процентов.

Американские банки, испугавшись дальнейших банкротств, остановили выдачу кредитов Германии. Это усугубило внутреннюю ситуацию с производством в Америке, поскольку убрало платёжеспособный спрос на американские товары в Европе.

Одновременно прекращение американских кредитов парализовало торговлю и производство внутри Европы, поскольку Германия была не в состоянии выплачивать репарации самостоятельно. В 1931 году начали разоряться немецкие и австрийские банки. Возникла паника в Германии, которая привела к новым банкротствам. В июле 1931 года были временно закрыты все немецкие банки.

В сентябре 1931 года из золотого стандарта вышла Великобритания, что вызвало панику по всему миру и массовый обмен долларов на золото, что ещё сильнее сократило количество денег в обращении.

Стремясь стимулировать внутреннее производство, все страны Европы и США начали вводить высокие пошлины на импортные товары. В результате экспорт в целом стал невыгоден, производство снизилось ещё сильнее.

За два года депрессия охватила все страны мира, кроме СССР.

Первые годы депрессии

Биржевая лихорадка продолжалась всего два года, но последствия обвала были катастрофическими. К 1932 году производство в США упало почти в 2 раза по сравнению с 1929 годом.

Заметим, что войны не было, никто не атаковал США, никто не препятствовал их торговле, не возникало никаких проблем и с поставками сырья.

Депрессия была чисто религиозным кризисом. При дефляции, когда товары дешевеют с каждым днём, нет никакого смысла покупать или производить сегодня то, что завтра будет дешевле. Снижение цен на товары означало относительное повышение цены золота. Богатые становились богаче, просто сидя на своём сундуке.

К концу 1920-х годов концентрация капитала в США достигла сильнейших пропорций. Между 1923 и 1929 годом производительность труда в промышленности выросла на 32 процента, а заработная плата – всего на 8 процентов. Зато прибыли корпораций выросли на 62 процента.

В 1929 году двести крупнейших корпораций США контролировали половину всей промышленности. У 80 процентов семей американцев вообще не было сбережений, а верхние 2.3 процента иерархии владели 66 процентами сбережений. Самые верхние 0.1 процента, или всего 24 000 семей, владели 34 процентами всех сбережений.

Естественно, что для 2.3 процента населения, у которых сосредоточилось всё золото, нет необходимости разворачивать массовое производство.

В конце 1920-х годов порядка 60-80 процентов дорогих покупок, таких как автомобиль или радиоприёмник, осуществлялось рабочими в долг. При разраставшейся безработице кредитование прекратилось.

Обнищание в городах привело к падению спроса на сельскохозяйственную продукцию и к снижению цен на неё. Это вызвало массовое разорение фермеров, которые не смогли делать выплаты по кредитам, полученным на покупку земли, тракторов и прочего оборудования. Что, в свою очередь, вызвало дальнейшее банкротство банков, поскольку заложенные в них фермы тоже обесценились.

По сравнению с 1929 годом, к 1933 году инвестиции в производство в США упали в 50 раз, а официальная безработица поднялась с 3.2 до 25 процентов.

Попытки борьбы с депрессией

Недовольство нищавшего населения стало представлять реальную угрозу. Ни пособий по безработице, ни системы иных социальных выплат, в США не существовало.

Правительство консервативного президента Гувера создало несколько комиссий для оказания «помощи» безработным. Их главной задачей было... поднять настроение массы. Эти комитеты, обычно возглавляемые крупными капиталистами, нанимали актёров, давали рекламу в газеты, пытаясь вселить в безработных оптимизм и улучшить их психологическое самочувствие [245] . Любые же идеи о государственной помощи отвергались как вредные.

Обстановка накалялась, требовались немедленные действия, чтобы предотвратить дальнейшее падение производства и возможный бунт голодного населения. На выборах 1932 года под лозунгом «Нового соглашения» (New Deal) президентом стал Франклин Делано Рузвельт.

Одними из первых действий Рузвельта стали попытки остановить падение цен на продукты сельского хозяйства. Действуя в чисто рыночном стиле, для стабилизации цен было решено уменьшить предложение товара и ограничить производство. В голодной Америке уничтожили 6 миллионов голов свиней и 200 тысяч свиноматок, а так же запахали 10 миллионов акров хлопковых плантаций. Что не сделаешь, чтобы ублажить идола!

Следующий шаг был более практичным. Срочно созданная Администрация по гражданским работам (CWA) наняла на временную работу около 4 миллионов безработных, чтобы дать им возможность как-то пережить зиму 1933-34 годов. Эта администрация имела такой успех, что весной 1934 года её немедленно закрыли, чтобы не создавать у людей представления, что правительство будет обеспечивать их работой.

Параллельно была создана Администрация по общественным работам (PWA), которая нанимала безработных для строительства государственных мостов, дорог, школ, портов и госпиталей. Это агентство стало одним из главных источников помощи во время депрессии.

Национальная администрация восстановления (NRA) занималась поддержкой профсоюзов и стала посредником при заключении коллективных соглашений о зарплате. Были приняты законы об установлении минимальной заработной платы, которой бы реально хватало на жизнь. Рабочую неделю ограничили 40 часами.

Была создана корпорация, которая обеспечивала льготные кредиты для владельцев домов. Это позволило предотвратить банкротства средних американцев.

Для ограничения новых биржевых пузырей в будущем, законом 1934 года была создана постоянная Комиссия по ценным бумагам (SEC). Комиссия получила большие права по надзору за биржей. Она ввела стандарты по корпоративной отчётности и ограничила «инсайдерскую» торговлю акциями (ситуации, когда менеджер или крупный акционер использует служебную информацию для получения прибыли в ущерб мелким акционерам). Были также приняты акты, запрещавшие сберегательным банкам и страховым компаниям напрямую спекулировать на бирже [246] .

Продолжение депрессии

Несмотря на эти меры, депрессия не прекращалась. Что было естественно – серьёзного перераспределения капитала с верху иерархии в низ не происходило.

Миллионы людей жили в лачугах, собранных из фанерных ящиков, каждый день пускаясь в поиски краткосрочного заработка и в буквальном смысле в поиски куска хлеба. Сотни тысяч беспризорников скитались по стране, путешествуя в товарных вагонах. Реальную жизнь тех лет можно увидеть в американских фильмах 1930-х годов, например, «Our daily bread» [247] и «The grapes of Wrath».

К 1935 году в США стали набирать силу социалистические и коммунистические идеи. Практика наглядно подтверждала выводы Маркса о наступлении всеобщего и последнего кризиса капитализма. Выборы губернатора Калифорнии едва не выиграл социалист Аптон Синклер.

Приближались очередные выборы президента, что подвигло Рузвельта на новые реформы («Second New Deal»). Через администрацию WPA были выделены новые средства на общественные работы. Была создана система социального страхования, система государственных пенсий и пособий по безработице. В 1935 году были слегка увеличены налоги на лиц с высоким доходом.

Даже эти меры вызвали обвинения Рузвельта в попытках «советизировать» Америку и слишком раздуть роль государства. Многие его инициативы были запрещены Верховным судом США.

К 1937 году начал оживать биржевой рынок, и вместе с ним – промышленное производство. Но этот временный подъём быстро завершился глубоким спадом 1938 года. Неизвестно, сколько бы продолжалась депрессия, если бы не Вторая мировая война в Европе. Ещё более безнадёжная, чем в США, ситуация в Германии привела к власти Гитлера.

Немецкие промышленники начали активное кредитование военного производства под залог богатства, которое будет награблено в будущей войне. В 1939 году Гитлер начал отдавать эти кредиты. Военные заказы из Европы, за которые европейцы расплачивались столь дорогим для американцев золотом, мгновенно оживили производство в США, и к 1940-41 году безработица сошла на нет.

* * *
Единственной страной, которая не поклонялась в те годы идолу, был Советский Союз. Сравним изменение промышленного производства в США и СССР в 1920-30-е годы (1929 год взят за 100, данные Лиги Наций 1937 года):
 
 
1927
1928
1929
1930
1931
1932
1933
1934
1935
США
89
93
100
81
68
54
64
66
76
СССР
64
80
100
131
161
183
198
238
293


Последствия борьбы с кризисами


Пытаясь остановить стремительно распространявшийся после Второй мировой войны социализм, религия денег была вынуждена активно применять теорию Кейнса и идеальное золото для регулярного временного перераспределения капитала вниз иерархии. В этом разделе мы рассмотрим, к чему привели эти методы.

Утрата устойчивости

Поскольку всё равно капитал постоянно возвращается наверх иерархии, то неравенство с каждым витком и с каждым годом продолжает усиливаться. Наверху иерархии скапливается огромное количество ничем не связанных денег, которые представляют всё большую угрозу для стабильности системы в целом.

В моменты очередного пирамидостроительства эти деньги заняты, но во время пауз они уходят в казино. После окончательной отвязки от золотого стандарта в 1971 году, деньги приобрели особую подвижность. В 1980-е годы перевод банковских операций в реальное время с помощью компьютеров резко сократил период обращения денег.

Любимой рулеткой для богатых в последние двадцать лет стали международные валютные рынки. В отличие от казино в Монте-Карло, это валютное казино весьма существенно влияет на жизнь всех стран мира.

В 1980 году обмен валют составлял 80 миллиардов долларов в день [248] . В 1998 году – 1 500 миллиардов. В 1998 году объём торговли реальными товарами и услугами составлял около 1 процента от объема обмена валют. 95 процентов всех валютных транзакций – краткосрочные спекуляции, 80 процентов – на срок меньше недели.

Резервы всех правительств мира равны объему одного дня торгов на валютных рынках.

Перепотребление

Поскольку пирамида растёт, то с каждым разом в её основание требуется впрыскивать всё больше и больше денег. Учитывая, что ни верхи, ни низы не заинтересованы в простом повышении цен, то остаётся только один выход – увеличивать количество товаров на рынке.

С одной стороны, противоречие вроде бы отсутствует, все счастливы:
§  потребители получают удовольствие от потребительских товаров, чем больше товаров, тем лучше,
§  владельцы средств производства получают удовольствие от увеличения прибыли; чем больше выпускается товаров, тем выше стоимость их собственности, средств производства, выше стоимость вторичного контура [249] .

Но в этой схеме есть один интересный момент. Рост потребления не может остановиться, потому что тогда уменьшится поток денег в первом контуре, и упадут прибыли во втором.

То есть даже если человек не хочет, он вынужден увеличивать потребление, его заставят потреблять по религиозным причинам. О механизмах такого насилия мы поговорим в последующих главах.

С ростом производства связана и проблема экологии – поскольку потребление носит во многом материальный характер, то его постоянный рост истощает все природные ресурсы. Потребление нельзя остановить, потому что оно уменьшит прибыль, соответственно истощение земли будет идти до полного краха.

Как мы отмечали ранее, ещё одной проблемой, напрямую связанной с массовым потреблением, является дегенерация товаров.

Коммерциализация всех отношений

Поскольку гораздо дешевле ввести в оборот уже существующий предмет или отношение, чем создать новый, то необходимость роста потребления постоянно втягивает в оборот то, что раньше не было товаром. Иначе говоря, происходит коммерциализация всего, а не только материальных вещей.

Религия денег начиналась с продажи промышленной продукции. Постепенно она перешла, например, к продаже чистой воды или воздуха, которые никогда не были товаром.

Далее доллары забирались во всё более глубокие нематериальные отношения между людьми. Мы уже говорили о превращении науки, образования, медицины, культуры, спорта в чисто коммерческие предприятия.

В последние полвека произошла полная коммерциализация отношений в семье, что закончилось фактическим уничтожением семьи. Дегенерация по линии жена/муж – гёрлфренд/бойфренд – просто партнёр дошла до того, что сам процесс продолжения человеческого рода стал операцией купли-продажи, через искусственные осеменения, суррогатных матерей и клонирование.

Последний шаг – активная коммерциализация отношений между сознанием и телом одного и того же человека. Сознание активно манипулируется с целью заставить его купить-продать то или качество или свойство тела.

В сознание внушаются мысли о том, что какая-то часть тела несовершенна (несовершенна исключительно с религиозной точки зрения), что сознание должно продать способность одной части тела (например, способность рук работать) в замен на свойства другой части тела (например, пластическую операцию для груди). Видимо, далее последует производство и продажа частей тела, полученных генной «инженерией».

Разрыв управляющих связей

Из-за ускоряющегося роста пирамиды вверх происходит полный разрыв связей в управляющей модели.

Во-первых, если раньше движению денег более-менее соответствовало перемещение товаров, то постепенно деньги стали перемещаться сами по себе.

Во-вторых, произошёл сильный разрыв между управляющим и управляемым. Управляющий интересуется только краткосрочной квартальной выгодой, но не реальным положением дел в производстве или долгосрочными планами (вспомним девятую производную рынка акций).
Любые негативные последствия, будь то обнищание низов, или загрязнение Земли, просто выкидываются в те страны и места, где не действуют законы.

В-третьих, происходит всё большее вытеснение человека из системы управления. Из-за того, что компьютеры эффективнее, чем люди, в принятии «объективных» решений (особенно решений, основанных на цифровых моделях), а также для экономии на заработной плате, принятие решений в целом всё чаще производится компьютерными программами, а не живыми людьми. Это происходит как на спекулятивных рынках [250] , так и при рутинных процедурах вроде выделения кредита на покупку машины или дома.

В-четвёртых, сознание человека становится всё более узко-религиозным. В успехе фирм начинают играть главную роль правила бухгалтерского учёта и умение манипулировать финансовыми инструментами.

Сознание окончательно отрывается не только от какой-либо культуры, но даже от вещей. Оно начинает мыслить исключительно цифрами, которые уже не отражают реальный мир.

Увеличение насилия

И наконец, временные меры по перераспределению капитала оставляют нетронутым главный принцип религии денег – получение прибыли и удовольствие от насилия.

Развитие общества идёт в направлении усиления поклонения идолу, в направлении постоянного увеличения насилия – открытого и скрытого.

Невозможно решить проблемы образования или медицины, просто тратя на них больше денег. Деньги сами по себе не станут стимулом к профессиональному развитию и к повышению качества лечения и обучения. Всё равно в итоге их получит более нагло рекламирующий себя колледж, более ловкий бизнесмен, наиболее крупная фармакологическая корпорация.

Впрыскиванием денег невозможно остановить и полную духовную и культурную деградацию поганого общества.


Критика критической критики


Марксизм является самым последовательным и непримиримым критиком капиталистического общества. Давайте рассмотрим основные постулаты марксизма, суммируя то, о чём мы говорили в предыдущих главах [251] .

I.

Двойственность марксизма

Как мы помним, в основу марксизма легли три источника – английская буржуазная политэкономия, немецкая классическая философия и французский утопический социализм.

Английская буржуазная политэкономия представляет собой библию религии денег и прямо противоречит французскому утопическому социализму, который во многом исходит из христианства [252] .

Маркс попытался разрешить противоречия между ними. Он попробовал взять лучшее – принципы построения справедливого общества – от социализма, и высокопроизводительное материальное производство – от английской буржуазии.

«Моментом истины» во всей теории Маркса должно было стать отношение к деньгам. Если бы Маркс признал деньги субъективными, он признал бы их существующим только в сознании людей идолом. Вопрос признания объективности денег сводился к вопросу об том, материально или идеально понятие стоимости товара.

Как мы увидели в 6-й главе, исходя из третьей составляющей марксизма, немецкой классической философии и материализма Фейербаха, Маркс решил, что и стоимость – понятие материалистическое и объективное, и положил это в основу всей своей экономической теории.

С одной стороны, теорией прибавочной стоимости он показал систему эксплуатации капиталистами рабочих, но с другой стороны, этой же теорией он узаконил в глазах пролетариата денежного идола.

Признание стоимости как объективной величины, автоматически поставило теорию Маркса внутрь религии денег.
 
Маркс оставил нетронутой и святую для религии денег счётную книгу. Даже прибыль, как произведённая прибавочная стоимость, стала в марксизме положительным понятием (кроме прибыли, присвоенной в результате эксплуатации).

Отвергнув эксплуатацию человека человеком и принцип частной собственности, Маркс не смог отказаться от денег, стоимости, прибыли и счётной книги. Более того, он положил их в основу всего своего учения.

Эта попытка сочетать две религии – денег и христианство, двух богов – золото и христианскую справедливость, сделала теорию Маркса внутренне весьма противоречивой. На протяжении всей истории марксизма и Советского Союза шла постоянная борьба между этими двумя взаимоисключающими началами марксизма.

Возникновение марксизма

Чтобы лучше понять, где лежат истоки двойственности марксизма, давайте посмотрим, в какой момент истории он зародился.

Первая большая работа Маркса и Энгельса «Святое семейство» вышла в 1845 году, а фундаментальный «Манифест Коммунистической партии» – в 1848 году.

В тот момент не прошло и семидесяти лет с момента выхода библии Адама Смита. Почти все страны Европы сотрясали бесконечные революции. Самому Марксу пришлось переезжать из одной страны в другую, спасаясь от политических преследователей и арестов.

В 1848 году очередные буржуазные революции происходили в Германии, Франции, Италии, Австрии, Венгрии, Чехии, Словакии, Румынии, Хорватии, Сербии. В том же году прошли серьёзные волнения в Норвегии, Швеции, Бельгии и Польше. В Дании в 1848 году произошла смена власти, в Голландии – принятие новой либеральной конституции, в Англии – выступления чартистов.

В 1848 году вопрос был не в том, где проходили революции, а в каких странах они не происходили [253] . В тех, где революции произошли чуть раньше. В Испании и Греции военные перевороты победили в 1843 году, революция в Португалии – в 1847 году. Болгария была под турецким игом; там народные восстания происходили каждые два-три года.

Только в двух странах Европы было всё спокойно – в России и в Финляндии, которая вошла в состав Российской империи в 1809 году [254] .

Прогресс и революционность захватили все «передовые умы» человечества. Этот прогресс несли масоны с их философией математического устройства мира. В 1846 году была открыта планета Нептун, существование которой было уже теоретически предсказано по небольшим аномалиям в движении Урана. Предсказание о существовании Нептуна исходило из теории всемирного тяготения Ньютона. Пожалуй, нельзя было и придумать лучшее доказательства тому, что Вселенную создал не бог, а Великий Архитектор.

1840-е годы были временем бурной индустриальной революции. На глазах росла промышленность, по всей Европе строились железные дороги. В повестке дня было полное отрицание церковных догм и холодный физический материализм.

Различные партии бежали наперегонки, предлагая свои рецепты переустройства общества. Быть революционером в 1848 году означало примерно то же, что быть Интернет-компанией в 1999-м. Этим духом, этим желанием быть самой революционной из всех революционных партий и пронизан весь «Манифест Коммунистической партии».

В «Манифесте» Маркс говорил об «идиотизме деревенской жизни» и был совершенно восхищён буржуазией: «Буржуазия менее чем за сто лет своего классового господства создала более многочисленные и более грандиозные производительные силы, чем все предшествовавшие поколения, вместе взятые. Покорение сил природы, машинное производство, применение химии в промышленности и земледелии, пароходство, железные дороги, электрический телеграф, освоение для земледелия целых частей света, приспособление рек для судоходства, целые, словно вызванные из-под земли, массы населения, – какое из прежних столетий могло подозревать, что такие производительные силы дремлют в недрах общественного труда!» [255] .

Совершенно забылось, что, во-первых, «освоение для земледелия целых частей света» было обыкновенным кровавым рабством колоний, и колонии надо рассматривать как часть единой экономической системы капитализма. А во-вторых, развитие шло только благодаря жёсткой конкуренции с христианством, и во многом как реализация христианских ценностей.

Маркс увидел дальнейшее развитие общества не в возврате к старому, но именно в улучшении того, что начала делать буржуазия. Он действительно заглянул в будущее, но он как бы экстраполировал по прямой развитие временно возникшего производства, экстраполировал тот короткий кусочек истории, свидетелем которого он был [256] .

С другой стороны, Маркс уже наблюдал чётко выраженные циклические кризисы капиталистического производства, которые тормозили дальнейший прогресс. Маркс решил устранить внутренние противоречия, которые мешали развитию этого производства.

Предполагалось, что устранив противоречие между потреблением и накоплением, социализм победит капитализм, создав более могучие производительные силы и более высокую производительность труда. Производительные силы стали тем божеством, бесконечное поклонение которому должно принести счастье людям.

 Кроме того, Маркс решил распространить естественнонаучные принципы на социальную справедливость, уравнять права людей не с помощью религиозных сказок и предрассудков, а с помощью науки и математики [257] .

Таким образом, Маркс попытался стать лучшим производителем, чем буржуазия, и объективно более справедливым, чем христианство.

Почему марксизм?

Почему мы уделяем такое внимание марксизму?
 
Во-первых, как мы отмечали в 1-й главе, марксизм очень глубоко проник в русское сознание, хотим ли мы этого или не хотим. Не разобравшись в нашем собственном миропонимании, невозможно двигаться дальше. На основе марксизма было построено всё советское научное знание. Было бы неразумно откидывать всё, что было создано за семьдесят лет.

Во-вторых, как это ни странно, марксизму как сложной развивающейся философской системе нет альтернативы.

Рыночная экономика – это не система мировоззрения, она ни в коем случае не пытается посмотреть на себя со стороны. Её единственная цель – истошное поклонение поганому идолу. Современные «социальные» науки, как мы отмечали ранее, – это скорее способы изменения сознания, чем изучения его [258] .

Традиционные религии, такие как христианство, буддизм или ислам, к сожалению, не показывают способности к саморазвитию и к впитыванию новых знаний. Они словно остановились, замерли, замкнулись в себе. Видимо, они не в состоянии понять процессы, которые происходят, и серьёзно влиять на общество [259] . И главное, традиционные религии очень слабо сопротивляются поганому обществу, ни одна из них не провозглашает войну идолу. Они скорее предпочитают приспособиться, сосуществовать и постепенно увядать, вливаясь в религию денег.

В-третьих, первой составной частью марксизма является диалектика, инструмент саморазвития, аналогов которому не пока не придумано.

Жизнь надо видеть в развитии. Марксизм весьма адекватно отражал ту действительность, которая существовала в момент его появления, и абсолютно правильно предсказал будущее на целый век вперёд [260] . Почему устарел марксизм, это не вопрос к Марксу, это вопрос к нам. Почему за последние полвека остановилось развитие здравой философии? Это не обвинение, это вопрос, на который надо найти ответ.

Давайте исходить из того, что в марксизме не случайно появилось два противоречивых начала. Для изменения мира надо уметь управлять не только доброй стороной человека, но и его злой стороной (управлять, а не просто подавлять или уничтожать эту злую сторону).

II.

Принципы исторического материализма

Начнём рассмотрение марксизма с его первой составной части – исторического материализма. Создавая эту науку, Маркс применил материализм к развитию общественного сознания.

Основными принципами исторического материализма являются [261] :
  I. Признание первичности материальной жизни общества, признание первичности общественного бытия, по отношению к общественному сознанию и признание активной роли последнего в общественной жизни;
  II. Выделение из всей совокупности общественных отношений – отношений производственных как экономической структуры общества, определяющей, в конечном счёте, все другие отношения между людьми, дающей объективную основу для их анализа;
  III. Исторический подход к обществу, то есть признание развития в истории и понимание его как закономерного естественноисторического процесса движения и смены общественно-экономических формаций; идея о том, что история делается людьми, трудящимися массами, а основу и источник побудительных мотивов их деятельности следует искать в материальных условиях общественного производства их жизни.

Суммируя наши представления, изложенные в предыдущих главах:
  I.  Общественное бытие первично только на первом этапе S-кривой потребностей человека, класса и общества, на этапе необходимого [262] . Голодному и замёрзшему действительно не до рассуждений о боге и справедливости. Но на этапе удовольствий общественное сознание первично.
  II.  Правильнее говорить не о первичности производственных отношений, но о первичности религиозных принципов, лежащих в основе производственных отношений. В этом смысле формула прибыли действительно определяет все остальные отношения в обществе.
  III.  История – это смена религий [263] . Развитие религии не сводится к развитию материального потребления. Общественное сознание – гораздо более сложная система, чем простое продолжение желудка.
Экономические законы нельзя открыть так, как открываются физические законы. Экономические законы – это часть религии. Их можно устанавливать – осознанно или неосознанно.
С другой стороны, европейская история последних 500 лет, являясь историей развития религии поганого общества, основанного исключительно на материальном потреблении, полностью подтверждает этот принцип марксизма. Другим фактором, который напрямую зависит от развития материального производства, является обладание оружием. Но тогда следует говорить о гонке вооружений как о двигателе цивилизации (что абсолютно верно при наличии в мире поганых стран).

Исторический материализм привёл к фатализму сознания, которое в начале развития социализма привело к невиданной монолитности общества и великому рывку в будущее. Но затем тот же фатализм привёл к полной парализации способности русского общества к сопротивлению, когда его стала порабощать религия денег.

Критика ключевых понятий исторического материализма

Давайте рассмотрим отдельные понятия исторического материализма, которые нуждаются в пересмотре.

Общественно-экономическая формация
Это качественно определённое общество на данном этапе его развития. Базис образует «экономический скелет» социального организма, а его «плоть и кровь» составляет возникающая на основе данного базиса надстройка. Надстройка – совокупность идеологических, политических, нравственных, правовых, то есть вторичных, отношений; связанных с ними организаций и учреждений (государство, суд, церковь и так далее); различных чувств, настроений, взглядов, идей, теорий, в сумме составляющих общественную психологию и идеологию данного общества.
Формации сменяют друг друга в следующей последовательности – первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

С нашей точки зрения, формация – это искусственное понятие, которое следует заменить понятием господствующая массовая религия. Рабовладению и капитализму соответствует поганая религия денег, феодализму – христианство. Коммунизм пытается сочетать две религии, отсюда, видимо, и возникла необходимость понятия формации.

Безусловно, что нет предписанного хода истории человечества и закона смены предопределённых формаций. В России вообще никогда не было рабовладения, а крепостной строй сильно отличался от европейского феодализма, как мы отмечали в 3-й и 4-й главах.

В Европе в конце XVвека через физическое рабство колоний и денежное рабство наёмного труда, а в США – через рабство негров, просто возродился рабовладельческий строй, который постепенно эволюционировал в свою всеобщую денежную форму (капитализм). Эта эволюция происходила в постоянной борьбе с христианством, а затем с социализмом. Эта эволюция произошла также благодаря десятичной системе счисления и естественнонаучным открытиям, возникшим на её основе [264] .

Устройство азиатских и мусульманских обществ вообще надо рассматривать как отдельные, не подпадающие под европейские классификации системы. В Африке, где нет развитых религий (кроме исламской Африки), нет и развитого общественного сознания; там в принципе никакой строй не возникает, несмотря на доступность техники и технологий.

Не следует считать, и что общество неизбежно движется к прогрессу, а капитализм лучше феодализма только потому, что в нём выше материальное производство. Общество может дегенерировать, а увеличение материального производства – ухудшать жизнь людей.

К понятию формации примыкают понятия класса и антагонистических классов. Как мы отмечали в 3-й главе, классы только тогда антагонистичны, когда они принадлежат к антагонистическим религиям.

Разделение на базис и надстройку в принципе верно. Но под базисом следует понимать первичные религиозные постулаты, лежащие в основе общества, а не производство. Счётная книга – базис религии денег, всё остальное – надстройка.

* * *
Производительные силы
Производительные силы, система субъективных (человек) и вещественных элементов, осуществляющих "обмен веществ" между человеком и природой в процессе общественного производства.

Производственные отношения
Производственные отношения, совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления. Производительные силы первичны, производственные отношения вторичны.

Отметим размытость определения, «обмен веществ». Фактически, производительные силы – это такое же божество в марксизме, как и «невидимая рука» рынка у Адама Смита.

Есть знания человека и общества о природе, мире, о самом обществе, знания о том, как организовать труд, знания о системах управления – эти знания, то есть общественное сознание, и есть производительные силы. Станки и фабрики не развиваются сами по себе.

Если построить в полудиких странах современную промышленность [265] , то эти страны не прыгнут в социализм. С другой стороны, когда европейцы переселялись в новые земли, они легко создавали свою цивилизацию на пустом месте, поскольку обладали коллективными знаниями.

Когда промышленность разрушалась войнами, её всегда удавалось восстановить очень быстро, и не приводило к откату в предыдущий «строй». Наоборот, когда начинаются проблемы в общественном сознании, как в СССР в 1990-е годы, фабрики и заводы которого физически никто не трогал, начинаются и проблемы с производством.

Таким образом, производительные силы – это не материальное понятие, а идеальное.

Производственные отношения воздействуют на развитие производительных сил, ускоряя или тормозя их развитие. В ходе этого развития возникают противоречия между возросшими и изменившимися производительными силами и устарелыми производственными отношениями, которые могут быть разрешены лишь путём изменения производственных отношений и приведения их в соответствие с производительными силами. В антагонистическом обществе разрешение этого противоречия осуществляет социальная революция.

Социальная революция – это смена религий, наступающая либо в результате накопления внутренних противоречий в общественном сознании, либо в результате внешней агрессии чужой религии. Конечно, в развитии религий, как и любых систем, есть свои закономерности.

Заметим, что для устранения противоречий можно менять как производственные отношения, так и сознание, точнее отношение сознания к производственным отношениям.

Производительные силы, образующие основу коммунистической формации, характеризуются полным торжеством всеобщих производительных сил – активным, творческим контролем науки над всеми сторонами общественного производства, комплексным преобразованием этого процесса в соответствии с её требованиями для возможно более быстрого и многогранного развития каждого индивида.

Наука не знает гораздо больше, чем она знает. Язык науки хорошо походит для организации работы общества на этапе необходимого, но он совершенно непригоден для описания многих человеческих отношений, в первую очередь духовных. Абсолютизация науки, основанной на математике, как и абсолютизация производства, напрямую ведёт сознание под власть денежного идола.

Другие понятия исторического материализма

Капитализм
Капитализм – общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности на средства производства и эксплуатации наёмного труда капиталом; сменяет феодализм, предшествует социализму – первой фазе коммунизма.
Основные признаки капитализма: господство товарно-денежных отношений и частной собственности на средства производства, наличие развитого общественного разделения труда, рост обобществления производства, превращение рабочей силы в товар, эксплуатация наёмных рабочих капиталистами. Целью капиталистического производства является присвоение создаваемой трудом наёмных рабочих прибавочной стоимости.

Капитализм – это в первую очередь религия [266] (описанию которой и посвящена вся эта книга). Смыслом его является поклонение идолу денег и накопление предметов поклонения.

Термин «эксплуатация» следует заменить понятием насилия. Собственность на средства производства – далеко не единственный вид насилия. О смене формаций мы говорили выше. Основные же признаки капитализма выделены верно.

Основное противоречие капитализма, противоречие между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения его результатов, порождает анархию производства, безработицу, экономические кризисы, непримиримую борьбу между основными классами капиталистического общества – пролетариатом и буржуазией – и обусловливает историческую обречённость капиталистического строя.

Как мы отмечали, противоречия не обязательно разрешать в принципе. Теории Кейнса и монетаристов позволяют разрешить их во времени, а не в структуре системы. По мере принятия пролетариатом поганой веры, антагонизм проходит сам собой.

Главная проблема капитализма – не противоречие между производством и присвоением, а принцип удовольствия от насилия, из которого вытекают все остальные противоречия. Эта проблема не может быть решена ни экономически, ни политически, ни юридически, и ни материалистически. Это вопрос духовный.

Как закономерная стадия в историческом развитии общества, капитализм сыграл в своё время прогрессивную роль. Он разрушил патриархальные и феодальные отношения между людьми, основывавшиеся на личной зависимости, и заменил их денежными отношениями. Капитализм создал крупные города, резко увеличил городское население за счёт сельского, уничтожил феодальную раздробленность, что привело к образованию буржуазных наций и централизованных государств, поднял на более высокую ступень производительность общественного труда.

Капитализм заменил личную, человеческую зависимость от феодала зависимостью от безличного идола денег. Будучи материалистом, Маркс не увидел, что, помимо личной зависимости, феодала и его подданных связывала общая вера, общие символы, общие идеалы.

Часто считают, что в Советском Союзе были элементы феодальных отношений. Были, потому что не всё можно перевести на товарно-денежную основу. Нередко личные отношения не только лучше товарно-денежных, но и единственно возможны.

Говоря о крупных городах, они, конечно, способствуют росту производительных сил, но лучше ли человеку жить в крупном городе?

* * *
Государство
Государство, основное орудие политической власти в классовом обществе. Государство возникает в результате общественного разделения труда, появления частной собственности и раскола общества на классы.
Добуржуазная социально-политическая мысль выдвинула различного рода религиозно-теократические представления о государстве, а также так называемую «патриархальную теорию», рассматривавшую государство как продолжение отцовской власти в семье.
Социалистическое государство, представляющее собой политическую власть трудящегося большинства, а затем и всего народа, открывает перспективу перехода, с ликвидацией классов, к безгосударственным формам управления обществом.

Государство есть система защиты общества от насилия, и поэтому государство терпится людьми. Другое дело, что властью в государстве можно злоупотреблять во вред обществу.

Суть государства напрямую зависит от религии. В христианском обществе, как и в социализме, государство действительно было продолжением семьи, большой семьи народов. Функции даже поганого государства не сводятся к охране частной собственности и к подавлению классовой борьбы.

Представления о постепенном отмирании государства привели к самоубийству Советского государства и открыли дорогу поганым в России.

* * *
Первоначальное накопление капитала
Насильственный процесс превращения массы непосредственных производителей (прежде всего крестьян) в наёмных рабочих, а средств производства и денежных богатств – в капитал.

Это положение правильно, но в марксизме оно романтизировано и воспринимается чуть ли не как необходимое, и не слишком большое, зло на пути к развитию производства.

Можно выделить три основных источника первоначального накопления капитала в Европе, и все три источника носят характер крайнего насилия:
1)  кровавое рабство колоний,
2)  захват земель свободных крестьян («огораживания»),
3)  захват – приватизация – общественной собственности, право распоряжения которой принадлежало церкви («секуляризация» церковных земель).
 
«Первоначальное накопление капитала» есть ничто иное как восстановление рабства, только с использованием косвенного товарного, а не прямого физического насилия.
 

III.

Принципы политэкономии свободного рынка

Второй составляющей марксизма является политэкономия. Многие из её понятий пришли в марксизм из классической буржуазной политэкономии свободного рынка, созданной А.Смитом, У.Петти и Д.Рикардо.

Давайте рассмотрим принципы экономики свободного рынка в их современной трактовке (которая мало изменилась за прошедшие два с половиной века) [267] .

* * *
Постулат:
§  материальные желания людей безграничны, но ресурсы ограничены.

Цель:
§  как получить максимальное удовлетворение материальных желаний, то есть производство, из имеющихся ресурсов.

Заметим, что здесь изначально закладывается представление о человеке как о ненасытном материальном потребителе. В общем-то, именно этот тезис переполз в марксизм под видом бесконечного развития производительных сил.

Средства достижения цели:
§  специализация,
§  обмен товарами, обмен через деньги,
§  как специализироваться – стремление получить как можно больше в личное потребление, при этом поработав поменьше (т.е. максимизация прибыли).

Специализация и разделение труда [268] считаются положительными и в марксизме. Хотя специализация действительно поднимает производительность, она приводит и к негативным последствиям, которые не рассматриваются ни в рыночной экономике, ни в марксизме.

К негативным последствиям разделения труда относятся:
  возникновение полной материальной зависимости человека от других людей и, соответственно, возможность полного внешнего управления человеком (такой зависимости нет в натуральном хозяйстве);
  зависимость отношений людей от посредников – вещей и денег;
  постоянная необходимость обмена и, соответственно, постоянное искушение сознания выгодой (при специализации всегда есть обмен, при обмене всегда есть вопрос – прогадал ли ты или выиграл в обмене; этого вопроса и искушения нет в натуральном хозяйстве);
  уничтожение цельности, сущности личности;
  сужение сознания (чем глубже специализация, тем уже человек);
  неограниченная специализация переходит все пределы (суррогатная мать).

Если рыночная экономика толкает к бесконечному разделению труда (ибо оно увеличивает объёмы торговли и облегчает обман), то марксизм как бы согласен с критиками разделения труда в лице Руссо, Шиллера, Фурье, Сен-Симона и других [269] , но не придаёт этой критике большого значения.

Марксизм считает, что когда-то в будущем будет резко сокращено рабочее время, и в свободное человек сможет заниматься чем угодно. Вопрос в том, чем захочет заниматься одномерный человек (ответ – потребительством) и где тот предел, когда можно и нужно сокращать рабочее время – ведь это приведёт к уменьшению экономики и производительных сил независимо от вида собственности.

* * *
Обоснование специализации (почему нужна специализация):
§  принцип абсолютного преимущества,
§  принцип относительного преимущества,
§  экономия объёмов.

Принцип абсолютного преимущества:
§  преимущество получает тот, кто имеет возможность произвести продукт с меньшими затратами земли, труда, капитала.
 
Понятие стоимости упущенных возможностей (Opportunity cost):
§  стоимость продукта, от которого приходится отказаться ради производства выбранного продукта.
 
Принцип относительного преимущества:
§  специализироваться на выбранном товаре должен тот, у кого меньше стоимость упущенных возможностей (opportunity cost).
 
Экономия объёмов (Economies of scale):
§  ситуация, когда увеличение выхода больше, чем увеличение входа.

Заметим, что в рыночной экономике все эти три принципа появились ради максимизации прибыли, но не для создания лучшей жизни тех же рабочих (само наличие которых только уменьшает прибыль).

Попробуйте прочитать эти принципы с точки зрения ведения домашнего хозяйства. Какие к чёрту упущенные возможности и абсолютные преимущества в домашнем хозяйстве?

А теперь перечитайте эти принципы как советы рабовладельцу о том, как оптимальнее занять своих рабов.

Поэтому, провозгласив специализацию как преимущество, марксизм стал сам подспудно вкладывать в общественное сознание идею о личной выгоде и прибыли.

* * *
Частный и общественный труд

С вопросом разделения труда и специализации напрямую связан и вопрос о частном и общественном труде. Привычный для нас марксизм считает обобществление труда положительным и всячески приветствует его.

Марксизм полагает, что при отмене частной собственности автоматически отпадают противоречия, которые порождает капиталистическое обобществление труда – в первую очередь «всеобщий характер товарно-денежных отношений», то есть проникновение денег во все сферы общества, во все отношения между людьми, и фетишизм вещей и денег.

В обобществлении и в разделении труда есть немало положительного; без разделения труда было бы невозможно развитие. Но нельзя забывать, что обобществление труда возникло не в результате развития производства, как считает марксизм, но в результате восстановления рабства.

Любой обобществлённый труд обезличен, отчуждён, поскольку трудящийся не находится в прямых человеческих отношениях с тем, ради кого он выпускает предметы своего труда. Обмен происходит опосредовано, через вещи, через денежного идола. Поэтому любой труд, когда человек не видит, ради кого он работает, воспринимается как рабский труд, как труд из-под палки.

Простое уничтожение частной собственности не убирает идола и вещи как посредников в отношениях между людьми. Если собственность принадлежит государству, то государство даже может восприниматься, увы, как коллективный рабовладелец. Мы вернёмся к вопросу отчуждения труда в 11-й главе.

* * *
Преимущества рыночной экономики
 
Рыночная экономика декларирует целый ряд плюсов своей системы. Сравним декларацию и реальность.
 
Декларируемые преимущества
Реальная ситуация
Производители производят именно то, что нужно потребителям.
Производители создают искусственный спрос на свои товары.
Рынок поощряет специализацию и, соответственно, образование.
Поощряется не образование как развитие человека, а покупка узкого набора знаний (минимум затрат, максимум выгоды).
Рынок поощряет экономное потребление ограниченных ресурсов.
Поскольку рынок стремится оцифровать и превратить в товар всё, что есть в мире, то он максимизирует потребление ресурсов.
Сэкономить можно только на зарплате, поскольку деньги невозможно выплатить лесу или реке.
Ради искусственного создания спроса тратятся огромные ресурсы на упаковку, рекламу и иные абсолютно лишённые функциональности свойства товара.
Рынок поощряет заботу производителя о сохранении ограниченных ресурсов.
Поскольку важна только разница между ценами (прибыль), то затраты и потребление ресурсов повышать выгодно, если при этом возрастает продажная цена.
Забота о сохранении ограниченных ресурсов ярче всего выражается в массовой установке огромных двигателей на тяжёлые легковые машины (SUV), весом по 3-4 тонны, которые сжигают 20 литров бензина на 100 км для перевозки одного потребителя весом 100 кг из одного супермаркета в другой.
Рынок даёт высокую степень экономической свободы.
При наличии денег есть свобода. Нет денег, нет никакой свободы.
Гибкость в перераспределении производства в наиболее благоприятные районы (с лучшей погодой и т.д.)
Производство перераспределяется в те районы, где наименьшая оплата труда. Погодные условиями могут быть причиной наименьшей оплаты труда, но обычно такой причиной является отсутствие защиты труда от насилия.

К сожалению, некоторые из этих проблем перекочевали и в марксизм вместе с идеями о безграничном росте производительных сил, росте материального потребления и специализации.

Критика ключевых понятий политэкономии марксизма

Собственность
Исторически развивающиеся общественные отношения, которые характеризуют распределение (присвоение) вещей как элементов материального богатства общества между различными лицами (отдельными индивидуумами, общественными группами, классами, государством).
Во всяком обществе важнейшее значение имеет собственность на средства производства, которая определяет и характер собственности на предметы потребления.

Как мы отмечали в 3-й главе, частная собственность на средства производства – это только один из многих видов контроля человека. Устранение частной собственности не означает автоматического устранения причин эксплуатации и насилия над человеком. Эти причины лежат в сознании людей.
 
Товар
Товар, продукт труда, произведённый для продажи. Всякий товар обладает двумя свойствами: потребительской стоимостью и стоимостью. Потребительская стоимость – способность вещи удовлетворять какую-либо человеческую потребность, то есть её полезность.
Потребительские стоимости составляют вещественное содержание богатства всякого общества. Потребительская стоимость имеют и полезные для человека вещи, не произведённые трудом (например, дикорастущие плоды, вода в источниках и т.п.). В отличие от них, потребительская стоимость товара является потребительской стоимостью для других, то есть общественной потребительской стоимостью, поступающей в потребление через куплю-продажу.
Потребительская стоимость товара выступает носителем его второго свойства – стоимости. Если потребительская стоимость – вещественное свойство товара, то стоимость – его общественное свойство, выражающее общественный характер труда товаропроизводителей.

Стоимость
Воплощённый в товаре и овеществленный в нём общественный труд товаропроизводителей.
 
В этом определении потребительская стоимость и выступает как признание той самой объективности, физичности и абсолютности денег. Она выступает как попытка всё в мире измерить в деньгах.

У товара есть только одна стоимость – относительный коэффициент обмена на другой товар (в марксизме – меновая стоимость). Никакой «потребительной» стоимости у предметов вне купли-продажи нет. Есть их полезность для человека, но она не измеряется в деньгах, поскольку не участвует в обмене. Попытка приписать стоимость даже предметам, которые не находятся в обмене – это признание власти идола денег над всем в мире, признание первичности товарно-денежных отношений между людьми.

Социалистическое понимание стоимости, понимание смысла появления нового товара, состоит в том, что новый товар должен или улучшать жизнь, или уменьшать затраты времени, ресурсов и так далее.

В поганом обществе, как мы отмечали в 6-й главе, новый товар не должен улучшать жизнь человека или экономить время. Потребительские товары есть средство получения прибыли, накопительные товары – предметы поклонения и сохранения власти. В целом товар – это средство контроля человека, это средство насилия.

Закон стоимости
Стоимости закон, объективный экономический закон товарного производства, регулирующий обмен товаров в соответствии с количеством затраченного на их производство общественно необходимого труда, то есть по их общественной стоимости.

О законе – заклятии стоимости мы подробно говорили в предыдущей главе. Закон стоимости – это вопрос веры. Можно попробовать всему обществу верить в марксистское понимание стоимости, но тот, кто первым начнёт применять капиталистическое понимание, получит немедленное преимущество.

* * *
Капитал
Экономическая категория, выражающая отношения эксплуатации наёмных рабочих капиталистами; стоимость, приносящая прибавочную стоимость.
«Капитал – это не вещь, а определенное, общественное, принадлежащее определенной исторической формации общества производственное отношение, которое представлено в вещи и придает этой вещи специфический общественный характер».

Из марксистского определения стоимости как овеществлённого труда вытекает и преклонение перед капиталом (и золотом) как перед накопленным трудом. Капитал есть чисто религиозное понятие. Капитал есть право власти, признаваемое остальными, поскольку капиталист владеет определёнными предметами идолопоклонения.

Правильное определение Марксом капитала как отношения, то есть как идеальной, а не материальной категории, подчёркивает двойственность и внутреннюю противоречивость марксизма.

Деньги
Особый товар, всеобщий эквивалент (равностоимость) или всеобщая эквивалентная форма стоимости всех других товаров. Специфическое свойство денежного товара – выражать стоимость любого другого товара, служить всеобщим орудием обмена.

В первую очередь деньги – это идол поклонения, а потом уже средство накопления и обращения.

«Цены не потому высоки или низки, что в обращении находится большее или меньшее количество денег, а наоборот, в обращении потому находится большее или меньшее количество денег, что цены высоки или низки. Это один из важнейших экономических законов» [270] .

Существует прямая связь между количеством денег в обороте и ценами, но на эту связь влияет много факторов; нельзя однозначно определять что первично, что вторично. Но в большинстве случаев реальной жизни как раз можно влиять на цены, меняя количество денег в обороте.

* * *
Прибавочный продукт
Прибавочный продукт, часть общественного продукта, создаваемая непосредственными производителями в сфере материального производства сверх необходимого продукта.

Прибавочная стоимость
Прибавочная стоимость, стоимость, создаваемая неоплаченным трудом наёмного рабочего сверх стоимости его рабочей силы и безвозмездно присваиваемая капиталистом.

Прибыль
Экономическая категория, характеризующая конечные финансовые результаты хозяйственной деятельности в процессе расширенного воспроизводства.
Категория прибыли при капитализме выступает как превращенная форма прибавочной стоимости, в которой воплощён безвозмездно присвоенный капиталистом неоплаченный труд наёмных рабочих.
В социалистическом обществе прибыль: 1) представляет собой конкретную форму проявления стоимости прибавочного продукта, являющегося общественной собственностью, и выражает производственные отношения товарищеского сотрудничества и социалистической взаимопомощи трудящихся; 2) создаётся планомерно организованным трудом свободных от эксплуатации людей; 3) образуется в условиях реализации товаров по планово устанавливаемым ценам и «идет не классу собственников, а всем трудящимся и только им»; 4) выступает главным источником финансового обеспечения потребностей непрерывного роста производства и подъёма жизненного уровня всех членов общества; 5) используется как важный экономический рычаг планового руководства народным хозяйством и выступает одним из синтетических показателей экономической эффективности социалистического производства.

Так как стоимость не имеет физического, объективного смысла, то бессмысленно и понятие стоимости прибавочного продукта. Прибыль и прибавочная стоимость – это одно и то же при любой форме собственности (разница только в том, кто получает эту прибыль).

Прибыль – это разница между ценой покупки и ценой продажи, вышедшая из счётной книги. Прибыль может быть получена как от низкой зарплаты рабочего, так и от высокой продажной цены. Поэтому интересы рабочего могут совпадать с интересами его хозяина. В религии денег прибыль неразрывно связана с местом человека в иерархии неравенства.

Понятие прибавочной стоимости легитимизировало прибыль в теории Маркса, сделало её целью производства. Маркс объявил борьбу не с прибылью как таковой, а только с её присвоением частным собственником. Прибавочная стоимость перетащила в социализм главного дьявола капитализма.

Прибыль и при социализме остаётся своего рода присвоением, только в пользу государства. Использовать прибыль как «экономический рычаг» управления в социализме – значит напрямую, насильно вводить поганое сознание [271] .

* * *
Капиталистические циклы производства
Разделение труда, специализация производства, кооперирование в промышленности связывают капиталистические предприятия в единый хозяйственный механизм, для нормального функционирования которого необходимо соблюдение в масштабе всей экономики определенных пропорций между отраслями, производством средств производства и производством предметов потребления, между накоплением капитала и потреблением.
Но господство частной собственности, порождаемые ею анархия производства, жестокая конкуренция, эксплуатация труда капиталом приводят к постоянному нарушению пропорций воспроизводства.
«Средний срок, в течение которого обновляется машинное оборудование, является одним из важных моментов для объяснения многолетнего цикла, через который проходит промышленное развитие с тех пор, как консолидировалась крупная промышленность».

Как мы уже отмечали, это чисто материалистическое, физическое объяснение процессов, которые имеют религиозный характер. За этим определением скрывается некая идеальная божественная машина производства, которой капиталисты не дают планомерно работать (однако именно буржуазия выпустила этого джина из бутылки).

Возникает также вопрос, кто и исходя из чего должен устанавливать «определённые» пропорции при социализме?

Другие понятия политэкономии марксизма

В политэкономии марксизма была дана справедливая и чёткая критика многих проблем капитализма. Эта критика полностью отсутствует в рыночной политэкономии, поэтому мы напомним главные понятия.

Товарный фетишизм
Овеществление производственных отношений между людьми в условиях товарного производства, основанное на частной собственности. Сущность товарного фетишизма состоит в том, что стихия общественных отношений, господствующая над людьми, внешне выступает в виде господства над ними определённых вещей. Отсюда — мистическое отношение к товару как к сверхъестественной силе, порождаемое товарной формой, прикрывающей зависимость товаропроизводителей от рынка.

Денежный фетишизм
Преклонение перед деньгами, их обожествление в условиях стихийности и анархичности производства, основанного на частной собственности, когда отношения между людьми неизбежно принимают вещный, товарный характер.

Абсолютно верные определения, лишь с той поправкой, что первичен фетишизм как культовая, языческая вера в деньги и вещи, а экономика – вторична.

При социализме в условиях господства общественной собственности на средства производства отношения между людьми не вуалируются отношениями между вещами, а носят планомерный характер, поэтому товарный фетишизм исчезает.

Увы, отношения собственности не определяют веру. При социализме всегда существовали и периодически процветали такие формы товарного фетишизма как вещизм и мещанство. Это прямое следствие товарно-денежных отношений между людьми, то есть осуществления отношений не напрямую, а через товары и деньги. При этом для покупателя и продавца не важно, произведён ли товар на частном, или на государственном предприятии.

* * *
Фиктивный капитал
Капитал, вложенный в ценные бумаги (акции, облигации), дающие право их владельцам регулярно присваивать часть прибыли в виде дивиденда или процента. Будучи бумажным двойником реального капитала, фиктивный капитал имеет особое движение вне кругооборота действительного капитала. Как специфический товар, он обращается на особом рынке – фондовой бирже и приобретает цену. Но так как ценные бумаги не обладают стоимостью, то движение их рыночной цены может не совпадать (и часто не совпадает) с изменениями реального капитала.

Совершенно правильно выделен отдельный тип капитала, который мы называем вторичной стоимостью. Конечно, это не фиктивный, а самый настоящий капитал [272] , и ценные бумаги можно поменять на самые настоящие товары, поэтому они обладают реальной стоимостью. Верно, что вторичный капитал обращается на отдельных рынках, но он постоянно перемешивается с капиталами первого контура.

Концентрация капитала
Концентрация капитала, процесс укрупнения индивидуальных капиталов за счёт капитализации части прибавочной стоимости. Приводит к возрастанию доли наиболее крупных капиталов в совокупном общественном капитале.

Всеобщий закон капиталистического накопления
Один из коренных экономических законов капитализма, определяющий поляризацию капиталистического общества, прогрессирующее углубление социальной пропасти между буржуазией и пролетариатом.

Абсолютно точно (надо только поменять прибавочную стоимость на прибыль, а пролетариат – на низы иерархии).

* * *
Мы не будем отдельно рассматривать понятия третьей составляющей марксизма – научного коммунизма.

В целом научный коммунизм исходит из того, что для создания более совершенного общества главным является построение его научно-технической базы, то есть развитие производительных сил и науки.

Как мы отметили выше, этот тезис вырос из буржуазного тезиса о безграничности материальных желаний человека. Бесконечно усиливающееся удовлетворение материальных желаний невозможно без роста специализации и товарообмена. Что в свою очередь ведёт к усилению товарно-денежных отношений (ещё и в сочетании с преобладанием математического мировоззрения), что не может не привести к усилению поганого сознания и полному противоречию с самой идеей коммунизма.

В последующих главах мы рассмотрим практическое воплощение идей марксизма в СССР и противоречивость процесса построения коммунизма.

Джерело

Немає коментарів:

Дописати коментар