6 черв. 2015 р.

Психологический портрет Порошенко

 
коллаж НВ
 
Политтехнолог Тарас Березовец, российский политолог Станислав Белковский и психиатр Семен Глузман составили для НВ психологический портрет украинского президента Петра Порошенко
 
Тарас Березовец, политтехнолог: Главный принцип Порошенко – вижу цель, не вижу препятствий

Консерватор. Ключевое качество Порошенко – консерватизм. Это человек из пословицы "семь раз отмерь – один раз отрежь". Он не любитель экспериментов. Очень осторожен в выборе партнеров для бизнеса. Очень щепетильно относится к собственному окружению.
Его окружение состоит из очень проверенных людей. Новые люди там появляются крайне редко и после соответствующей проверки. Он людей длительное время проверяет, присматривается. Для него категория "лояльность" значит больше, чем категория "профессионализм".


Фото: пресс-служба Президента Украины
Фото: пресс-служба Президента Украины


Не адаптивный. Очень долго взвешивает решения. Неохотно меняется и подстраивается под обстоятельства. Он не адаптивный политик. Порошенко категорически не любит перемен. В переменах он чувствует себя некомфортно. В контексте реформ это означает, что консерватор по натуре, Порошенко может принять их, только если поверит в них.
Иррациональность. Категории веры для него значат больше, чем аргументы и убеждения. Аргументы на него действуют слабо. На него действуют иррациональные вещи на уровне верю/не верю. Если он верит человеку – он будет с ним работать. Если ему нравится какой-либо план на уровне иррационального "верю" – он будет ему следовать. 
Взрывной характер. Очень взрывной человек по характеру, он длительное время специально работал с психологами для того, чтобы успокоиться. Припадки и вспышки гнева, которые мы раньше видели, теперь происходят внутри него – а внешне мы видим спокойствие. Это может иметь серьезные последствия для его организма. 
Целеустремленность. Главный принцип Порошенко – вижу цель, не вижу препятствий. Он неохотно идет на компромиссы, обычно жестко продавливает свою точку зрения. Уступает и становится договороспособным только тогда, когда видит равную силу. Сегодня ему равной силы нет. Впервые украинский президент не имеет равного спарринг-партнера. У Януковича был Ющенко, у Ющенко была Тимошенко, у того же Януковича опять была Тимошенко, а у Порошенко нет никого. Все его политические оппоненты – как манная каша, размазанная по тарелке. Тимошенко, Ляшко, Гриценко, Садовой – пока еще маленькие для него. Он впервые имеет рейтинг в четыре раза выше, чем у любого ближайшего конкурента. 
Не агрессор. Порошенко – мастер спорта по дзюдо, как и Путин, кстати. А дзюдо – это спорт не агрессивный. Ключевая стратегия дзюдо – активная защита, противодействие. Условно говоря, туда идут люди, которые по натуре скорее защитники, чем агрессоры. Хотя, в случае с Путиным, это, в общем-то, не работает.
Неприятие риска. Порошенко не может сойтись с Путиным, потому что произошло столкновение двух психотипов. Путин по сути своей агрессор – у него какая-то травма в детстве произошла, и он пытается теперь компенсировать что-то, что нанесло ему ущерб. А у Порошенко такой травмы не было – он рос в комфортной семье, папа был благополучный красный директор. Его ключевая функция – это удержание ресурсов. Поэтому он так медленно зарабатывал деньги. Он не любит рисковать. Он не рисковый бизнесмен. И он точно такой же политик не рисковый. 


Фото: пресс-служба Президента Украины
Фото: пресс-служба Президента Украины


Станислав Белковский, российский политолог: Порошенко не авантюрист ни в хорошем, ни в плохом смысле слова – синица в руке для него дороже журавля в небе 

Договороспособный. Порошенко политик по амбициям и базовой форме самореализации, но по психологии – бизнесмен. Он считает, что со всеми обо всем можно договориться на взаимовыгодной основе. Например, с Путиным. 
При этом он может недооценивать субъективные особенности Путина, который вовсе не сводит систему украинско-российских договоренностей к каким-то прагматическим интересам. Кроме того, с Путиным нельзя договориться через третьих лиц. 
Склонность к компромиссам. Порошенко достаточно компромиссный человек. Он жесткий при отстаивании тех решений, которые уже приняты, но в целом готов договариваться со всеми. При этом он иногда недооценивает неготовность других сторон договариваться. Cлова далеко не всегда означают истинные намерения и желания противоположной стороны, и в ситуации с сегодняшней Россией и Путиным это именно так. 
Расчетливость. Украинскому президенту присущ ресурсный подход. Он оценивает наличие или отсутствие тех или иных ресурсов как важный фактор достижения цели. Он не отправится в рискованное путешествие, не обеспечив все гарантии безопасности этого путешествия. 
Умеренный реформатор. Он реформатор, но не радикальный. Он не тот человек, который идет на реформы ради реформ. Он будет идти на реформы в той мере, в какой они не будут противоречить в его понимании стабильности базовых конструкций государства и общества. То есть его нельзя назвать авантюристом. Ни в хорошем, ни в плохом смысле слова. Для него сохранить имеющееся важнее, чем получить что-то, чего у него нет. Синица в руках для него дороже журавля в небе. 
Авторитарность. Команда Порошенко состоит из людей, которых он может в полной мере контролировать. Состав команды свидетельствует, что людей более ярких и политически выигрышных для него самого, но при этом не контролируемых, он видеть в составе команды на ключевых постах не хочет. 
Точно также Путин предпочитает контроль развитию и формирует команды из людей контролируемых и подконтрольных. Разница в том, что Порошенко все-таки остается бизнесменом, который хочет достичь компромисса. А Путин уже перешел в другое измерение – он может делать то, что ему совершенно невыгодно, и даже занимать саморазрушительную позицию. Это минус для него. Но это может обернутся гораздо большим минусом для тех, с кем он имеет дело, в том числе Порошенко. 


Фото: пресс-служба Президента Украины
Фото: пресс-служба Президента Украины


Семен Глузман, психиатр: Он останется любимцем экзальтированной публики на Западе и объектом ненависти в Украине

Склонность к обману. Качества Порошенко можно определять по эпизодам из его прежней жизни. Я помню Порошенко, который лгал журналистам, рассказывая, что у него один дом, и показывал какой-то недостроенный. Он лгал еще по нескольким поводам. Это не определяет мое отношение к нему как к президенту. Я голосовал за него, прекрасно понимая, что голосую за политика, который очень далек от идеального человека и идеального политика.
Но сегодня говорит ли он правду? Уже говорит неправду. Например, когда говорит (или с его слов говорят), что его сын участвует в боевых действиях – а сын участвует в избирательной компании.
Этот мелкий на самом деле штришок говорит о том, что у него есть психологические проблемы.
Западные политики тоже склонны к обману – но в рамках дозволенного. Степень дозволенности в нашей стране гораздо выше, чем в цивилизованных странах. Там другая пресса и избиратели. В Украине же можно лгать и недоговаривать.
Любимец Запада и объект ненависти на родине. Украинцы достойны того, чтобы с ними общалось "начальство". И он мог бы это делать. Да, есть гостайна, военная тайна. Никто же не просит раскрывать их народу. Но с нами надо разговаривать. Иначе все для него закончится Горбачевым. Горбачев, которого представляли на Западе, – это был памятник самому себе. Но мы, жители страны с пустыми полками в магазинах, относились к нему несколько иначе. У меня складывается все более твердое впечатление, что конец политической карьеры Порошенко будет таким же. Он останется любимцем экзальтированной публики на Западе и объектом ненависти здесь.
Порошенко прекрасно выглядит, когда общается с зарубежными руководителями, дипломатами. Его умение говорить на иностранных языках продолжает очаровывать. Но этого недостаточно.
Умение противостоять. У меня сложилось впечатление, что это умный, хорошо образованный человек, умеющий выстраивать не только бизнес, но и систему отношений в окружающем его мире. Он очень много сделал в период, когда несчастный президент Ющенко якобы руководил страной. Мне было симпатично, что он активно и жестко пытался противостоять Тимошенко. Это было его достоинством, а не недостатком. Потому, что Тимошенко – личность, которой я боялся больше всего в украинской политике.

Немає коментарів:

Дописати коментар