21 бер. 2014 р.

Анексія Криму. Голос із Петербурга

21.03.2014, Александр Мусін, УП
Доктор історичних наук.
Провідний співробітник Інституту історії матеріальної культури Російської АН (Санкт-Петербург)


Анализ ситуации в Украине показывает, что угроза российского вторжения на Восток страны и аннексия Крыма - давно подготовленный спектакль, не имеющий отношения к защите русского населения "после Майдана".
Люди в масках, захватывающие то офис, то банк, руководствуясь "революционным сознанием", доверия, конечно, не вызывают.
Но не они сегодня угрожают человеческим жизням и достоинству, а донецкие погромщики и крымская "самооборона", действующие под российскими флагами и прикрываемые российским солдатами в таких же масках.
Похоже, этот спектакль задумывался не ради российского зрителя.
Единение нации вокруг приобретения знаковых территорий и внешнего врага даст лишь краткосрочный эффект. Экономический кризис и коррумпированное государство вновь активизируют протесты в России. Настоящие адресаты спектакля – Украина и мир.
Не признавая легитимности новой власти в Киеве, Кремль не только подрывает доверие к ней самих украинцев, но дестабилизирует ситуацию в стране.
Это провоцирует в Украине антироссийские настроения, которые способны привести во власть радикально-националистические элементы. Европе и США сотрудничать с ними станет сложно. Изоляция и экономический кризис смогут вернуть в Киев промосковских политиков.
Однако главный адресат геополитическоего шоу – Европа и США. Путин и его окружение рассматривают завершение "холодной войны" не как поражение, а как капитуляцию, и Крым - лишь начало "реваншизма".
Часто говорят, что Путин утратил связь с реальностью. Вовсе нет. Путин как "отец лжи" строит иную реальность, основанную на подмене понятий, где он устанавливает правила игры.
В основе его деятельности, как и ее одобрения в России, лежат ложно понятые национальные интересы. Потому что в интересах России иметь соседом сильную и равноправную с ней Украину, соблюдать международные договора и сохранять партнерские отношения с мировым сообществам.
Но эти простые мысли не вмещаются в российское сознание. Антиукраинские политика и пропаганда стали возможны потому, что большая часть россиян считает самостоятельное украинское государство и отдельную украинскую нацию лишь временным недоразумением внутри "одного народа" и "одной страны".

Ответственность за эту ситуацию, так ловко использованную "одним вождем", несут не только политики, но и образованная часть российская общества. Анекдоты про "хохлов", пренебрежительное отношение к украинскому языку, "бытовой антиукраинизм" так и не получили осуждения со стороны русской интеллигенции. Непростые поиски украинской национальной идентичности подвергались насмешкам.
Спекуляция на различиях Запада и Востока Украины позволила кремлевской пропаганде создать миф о "врагах-бандеровцах" и "братьях-украинцах". Получила развитие ложная идея о "древнерусской народности" как общем предке русских и украинцев, а фраза о Киеве как "матери городам руским", не имеющая к России никакого отношения, превратилась в экспансионистский лозунг.
Эта ответственность русской интеллигенции за сложившуюся ситуацию требует от нее новых форм взаимодействия с украинской культурой и наукой, рассчитанных на восстановления взаимного доверия в будущем.
Речь идет о смене тональности отношений, о равноправном сотрудничестве, исходящем из факта самобытности украинской нации, истории и культуры.
Научные мероприятия в Украине должны стать приоритетом для доброжелательно настроенных к ней российских исследователей, несмотря на то, что здесь их ждет клеймо "агрессоров", а дома - "национал-предателей", на которых Путин уже открыл охоту. Понадобятся неформальные связи и новые площадки для диалога взамен дискредитировавших себя официозных "совместных комиссий историков".
Этот официоз уже готов послужить состоявшейся аннексии. Буквально накануне вторжения в московской Академии наук состоялся совещание, посвященное русским археологическим экспедициям в Крыму.
Его окончание походило, скорее, на военный совет. Здесь говорилось о необходимости "усиления российского присутствия в Крыму", где у России "остались только археология и флот".
Сегодня такое присутствие на аннексированной территории даже не "ученая оккупация", а "археологическое мародерство", масштабы которого способны многократно возрасти в связи с планами превратить полуостров в ударную стройку.
Планирующим работы в Крыму российским коллегам я предлагаю задуматься, не о них ли написал Александр Галич:
И тогда в покоренный город вступаем мы - мародеры,
И мы диктуем условия,
И предъявляем права!

Крым, который уже изолирован от Украины и мирового академического сообщества, оказывается деликатной областью нового взаимодействия.
Василий Аксенов придумал "Остров Крым" как остров свободы. Но тот превратился в заповедник "совка", где Путин, с помощью другого Аксенова, надеется укрыться от "русского Майдана" - "Остров Крым 2.0".
Вступить на этот остров я не могу, пока народ Украины совместно с международным сообществом не определит его новый позитивный статус.
Однако в этом ожидании рождается "Остров Крым 3.0" как культурное пространство людей, нуждающихся во всесторонней поддержке. В этой ситуации гуманитарный проект "Остров Крым 3.0", базирующий в Украине и направленный на поддержку крымских коллег и простых крымчан, особенно тех, кто не принял фальши "воссоединения", представляется важным и реальным.
Национально ответственным украинцам и россиянам стоит задуматься о его конкретных формах, вовлекая в него международное сообщество. Потому что борьба за единую Украину и свободную Россию, в которой люди будут понимать, что лучше быть честным и порядочным, чем сильным и лживым, еще не проиграна.

Джерело
Дивіться також:

Немає коментарів:

Дописати коментар