Джозеф Стиглиц, лауреат Нобелевской премии по экономике, отмечает, что финансовые, экономические, налоговые и другие институты нуждаются в реформах с учетом значимости развивающихся стран. Развитые страны во главе с США продолжают препятствовать этому.
В своей статье на портале "Проект Синдикат" (Project Syndicate), также опубликованной в британском издании "Гардиан", Стиглиц продолжает развивать одну из ключевых тем в современном мире.
Архитектура мировой экономики долгое время строилась на основе гегемонии США и развитых стран Запада. Сегодня, когда развивающиеся страны приобрели намного большую значимость в финансовом и экономическом плане, прежняя конструкция становится все более архаичной. Мир поменялся, однако мышление лидеров развитых стран застряло в прошлом.
Развивающиеся страны стремятся к совершенствованию кредитных, налоговых и других институтов. Однако США, Британия и другие члены G7 продолжают препятствовать этому, тем самым показывая свою неадекватность в условиях изменившегося мира.
America in the Way
"Недавно в Аддис-Абебе, столице Эфиопии, завершилась Третья Международная конференция по финансированию развития. Важность конференции подчеркивает все более очевидный факт: развивающиеся страны и рынки продолжают показывать, что они могут найти эффективное применение огромным объемам финансирования. Перед ними стоят действительно серьезные задачи: инвестиции в инфраструктуру (дороги, электрификацию, порты и многое другое), строительство городов, в которых в будущем будут жить миллиарды людей, повышение экологичности экономики.Казалось бы, для финансирования подобных проектов должно было бы найтись много инвесторов, которые хотели бы найти эффективное применение своим деньгам. Всего лишь несколько лет назад Бен Бернанке, занимавший тогда пост председателя Федеральной резервной системы США, заявлял, что в мировой экономике образовался существенный избыток сбережений.
И тем не менее инвестиционные проекты с высокой социальной отдачей страдали от нехватки финансирование. Эта проблема сохраняется и сегодня. Мы видим, что сегодня, как и раньше, мировые финансовые рынки, которые должны быть эффективными посредниками в реализации инвестиционных возможностей при помощи сбережений, вместо этого некорректно распределяют капитал и создают риски.
Есть и другой аспект этой проблемы: большинство инвестпроектов, которые необходимы развивающимся странам, являются долгосрочными. При этом доступные сбережения также сосредоточены в длинных активах: это триллионы долларов в пенсионных счетах, пенсионных фондах и суверенных инвестиционных фондах. Однако наши финансовые рынки, которые становятся все более близорукими, не только не помогают реализации инвестиционных возможностей в развивающихся странах, а наоборот – все чаще мешают этому процессу.
Многое изменилось за последние 13 лет, с того момента как в 2002 г. в Монтеррее прошла Первая Международная конференция по финансированию развития. Тогда страны G7 занимали доминирующее положение в процессе принятия решений по глобальной экономике. Сегодня Китай стал первой экономикой мира (по паритету покупательной способности) с уровнем сбережений примерно на 50% выше, чем в США. В 2002 г. считалось, что западные финансовые институты являются буквально магами по управлению рисками и размещению капитала. Сегодня мы видим, что в реальности они стали волшебниками в манипуляции рынками и применении различных обманных приемов.
Мы уже не слышим призывов к развитым странам по соблюдению их собственных обязательств. Раньше они заявляли, что будут выделять по крайней мере 0,7% от их валового национального дохода на проекты помощи развивающимся странам. Лишь несколько североевропейских стран – Дания, Люксембург, Норвегия, Швеция и, что удивительно, Великобритания (в разгар претворения своей собственной программы по сокращению госрасходов) – выполнили это обещание в 2014 г. США заметно отстают: в 2014 г. выделили лишь 0,19% от своего ВНД.
Сегодня развивающиеся страны обращаются к США и другим развитым странам: если вы не соблюдаете свои обещания, тогда хотя бы уйдите с дороги и не мешайте нам создавать международную архитектуру для глобальной экономики, которая будет работать и для бедных.
Неудивительно, что развитые страны во главе с США делают все, что в их силах, чтобы помешать этим усилиям. Когда Китай предложил создать Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, для того чтобы помочь перенаправить часть избыточных глобальных сбережений на те проекты, которые крайне нуждаются в финансировании, США попытались торпедировать эту инициативу. В результате администрация президента Барака Обамы потерпела жестокое (и очень стыдное) поражение.
США также препятствуют усилиям, которые направлены на установление принципов верховенства закона в сфере международных долгов и финансов. Если бы, например, рынки облигаций работали действительно эффективно, уже давно удалось бы найти надежный способ урегулирования случаев неплатежеспособности стран.
Однако на сегодня такого механизма по-прежнему нет. Аргентина, Греция и Украина являются наглядными примерами провала действующей международной системы. Подавляющее большинство стран призывают к созданию общей структуры для реструктуризации суверенных долгов. Главным препятствием остаются США.
США заняли особенно непродуктивную позицию в вопросе, который вызвал наиболее ожесточенные споры на конференции в Аддис-Абебе. По мере того как развивающиеся страны открывали свои рынки для транснациональных компаний, все острее стал звучать вопрос по поводу налогов.
Чрезвычайно важно, чтобы страны могли облагать налогами ту часть прибыли этих корпоративных мастодонтов, которую они получают от бизнеса на территории этих стран. Мы уже стали свидетелями той гениальной ловкости, которую Apple, General Electric, Google и другие корпорации демонстрируют в уклонении от уплаты налогов. Отметим, что их ловкость в уклонении от налогов существенно превосходит их нынешние таланты к созданию инновационных продуктов.
В результате все страны – и развитые, и развивающиеся – теряют миллиарды долларов налоговых доходов. В прошлом году Международный консорциум журналистских расследований опубликовал информацию о налоговых лазейках Люксембурга, показав масштабы уклонения от налогов. И если богатые страны, как, например, США, возможно, и могут смириться с подобным поведением, которое было описано в так называемых "Люксембургских утечках", то бедные не могут позволить себе роскоши закрывать на это глаза.
Новая геополитическая реальность современного мира требует новых форм глобального управления, с более сильным представительством развивающихся стран. США одержали верх в Аддис-Абебе, однако при этом показали: пытаясь повернуть мир вспять, они могут оказаться на обочине истории".
Немає коментарів:
Дописати коментар