16 серп. 2015 р.

На что учились. Рейтинг лучших вузов Украины

19.06.2015, «Фокус»

Получение диплома о высшем образовании не гарантирует трудоустройства, но окончание одного из 30 лучших вузов рейтинга Фокуса значительно повышает шансы при поиске работы.

Основной параметр рейтинга вузов Фокуса — востребованность выпускников на рынке труда. Соответственно, мы предложили эйчарам крупнейших компаний оценить вчерашних студентов по трём критериям: уровню знаний, умению применять их на практике и готовности обучаться в ходе работы. Как оказалось, большинству выпускников украинских вузов можно смело задавать ещё один вопрос, по сути, объединяющий три предыдущих: осознанно ли ими выбрана профессия?
«Не могу сказать, что молодое поколение какое-то плохое или некачественное: оно просто страдает от отсутствия понимания своего места и цели в жизни» — так объясняет главную проблему выпускников украинских вузов Валерий Кушниренко, директор по персоналу группы компаний PZU в Украине.
Не вижу цели
«Молодым соискателям иногда не хватает ответственности, пунктуальности, многие не могут ответить на вопрос «почему я хочу работать именно в этой компании, на этой позиции?», — говорит Наталья Лукаш, начальник управления по работе с персоналом ОТП Банка. С различными вариациями последнюю фразу повторяют практически все, кто имеет дело с 20-летними обладателями дипломов. 
Как правило, в недостаточной профпригодности студентов рекрутеры винят государство: устаревшую методическую базу и учебники, косную систему образования, преподавателей, далёких от современных реалий.
К примеру, сравнивая выпускников украинских вузов с нашими же студентами, учившимися за рубежом, в «Бритиш Американ Тобакко Украина» отмечают, что у выпускников зарубежных вузов больше шансов трудоустроиться: в западных странах образование строится на бизнес-кейсах, и студенты не страдают от недостатка практики.
Чтобы вчерашние студенты свободно оперировали чужим бизнес-опытом, иностранные вузы прикладывают массу усилий. Не спешат с жёсткой специализацией на первых годах обучения, позволяют не только свободно выбирать специализации, но и менять основные курсы, набирают в качестве преподавателей «играющих тренеров»: учёных, экономистов, бизнесменов и даже политиков, совмещающих свою основную деятельность с процессом передачи знаний. Всё это закреплено в Болонской декларации о высшем образовании, к которой большинство стран Европы присоединились в 1999 году.
В итоге студенты получают возможность корректировать направление обучения вплоть до получения диплома. А администрация вуза — избавляться от преподавателей, которые не способны заинтересовать студентов. При этом большинство лекторов одновременно ведут научную деятельность, ведь основная часть ведущих западных вузов представляет собой научно-исследовательские институты с «опцией передачи знаний» студентам. Увы, в Украине дела зачастую обстоят с точностью до наоборот.
Молодые люди, единожды выбрав специальность, вынуждены «тянуть лямку» до самого диплома: если в процессе учёбы студент поймёт, что ошибся с выбором, смена специализации неизбежно повлечёт сдачу нескольких десятков экзаменов и зачётов «академразницы». При этом набор дисциплин жёстко фиксирован, а преподают их люди, давно не имеющие отношения к реальной науке, бизнесу или технологиям. Реакцией на такой подход становятся объявления работодателей, большинство из которых заканчивается фразой «опыт работы от ... лет». Или её более откровенным вариантом: «соискателям без опыта работы не обращаться».
Идут на поправку
Впрочем, несмотря на все недочёты, уровень образования в Украине достаточно высок. Формально наша страна отстаёт от европейских вузов в реформировании процесса обучения лет на шесть — мы подписали Болонскую декларацию в 2005-м. Но на практике серьёзные изменения в образовании стартовали только сейчас.
К примеру, в начале этого года в Украине работали 317 вузов, хотя всего год назад их было примерно в 2,5 раза больше. 485 учебных заведений потеряли статус высших — как правило, они не предоставляли качественного образования, по сути, сведя процесс обучения до «отбывания учебной повинности» студентами, пришедшими не за знаниями, а за дипломом.
Итог прежнего подхода к обучению легко заметить в статистике порталов трудоустройства. Например, по данным rabota.ua, в начале этого года 46% выпускников на первом месте работы были готовы получать от 2 тыс. до 4 тыс. грн — при средней зарплате в стране на уровне 3,9 тыс. грн. За скромностью выпускников-соискателей по сути стоит признание крайне низкого уровня собственных знаний и такой же низкой конкурентоспособности на рынке труда.
Но при этом зарплатные запросы остальных, начиная с диапазона в 4–6 тыс. грн, доходят до 15 тыс. грн. И, возможно, уверенность в себе второй половины выпускников — результат нового тренда. По данным совместного исследования rabota.ua и кадрового холдинга АНКОР, в Украине к моменту окончания вуза 63% студентов уже имеют опыт работы, причём у трети из них трудовой стаж составляет более двух лет. «Сегодня всё больше студентов начинают работать с четвёртого, а то и третьего курса, — подтверждает Елизавета Максимец, специалист по подбору персонала компании EY в Украине. — Получив диплом, они выходят на рынок труда уже опытными специалистами, претендуя на более высокую зарплату и должность».
И это в полной мере относится к большинству выпускников 30 лучших вузов страны из рейтинга Фокуса.
Рецепт успеха
Большинство крупнейших украинских вузов начали подстраиваться под реальные требования рынка труда задолго до присоединения Украины к Болонской декларации. И продолжают делать это сейчас.
«Мы ежегодно проводим опрос работодателей, с которыми сотрудничаем, — говорит Фокусу Юрий Якименко, первый проректор Национального технического университета «Киевский политехнический институт», занявшего 2-е место в рейтинге Фокуса. — Например, были вопросы с иностранным языком, после чего мы ввели сквозную подготовку по английскому; были вопросы, связанные с подготовленностью по отдельным узким вопросам информационных технологий — мы учли и эти пожелания». При этом у НТУ КПИ заключено более тысячи договоров с предприятиями, на которых студенты проходят преддипломную практику, более 50 компаний являются партнёрами Научного парка «Киевская политехника».
Магистры Национального технического университета «Харьковский политехнический институт» (3-е место в рейтинге Фокуса) получают реальные задания от конструкторских бюро таких предприятий, как ГП "Завод им. В. А. Малышева", и выполняют их в своих выпускных работах. Это практикуется не первый год и даже не первое десятилетие.
Мониторинг рынка труда и сотрудничество с работодателями проводят и в Киевском национальном университет им. Т. Г. Шевченко (№1 в рейтинге Фокуса). Но тут ставят перед собой ещё более сложную задачу: заново создать систему профессиональной ориентации. «От понимания того, какую специальность студент будет осваивать, кем будет работать, зависит и мотивация к обучению. А если будет мотивация, то и результат подготовки будет максимальным», — уточняют в ректорате КНУ. Наконец, крупнейшие вузы постепенно переходят на свободный выбор дисциплин — в том же КНУ с 1 сентября этого года студенты могут сами выбирать 25% учебных курсов.
Не цель, а средство
Высшее образование не цель, а средство. В первую очередь — возможность получить высокооплачиваемую работу. Исходя из этого, Фокус попросил эйчаров 22 крупнейших компаний оценить готовность выпускников лучших вузов страны к работе: итоговая оценка экспертов стала основным критерием рейтинга (50% итогового балла). Добавив к оценке эйчаров данные рейтинга представленности в Сети (вебометрикс, 25%) и показатель научной продуктивности вузов (индекс Хирша, 25%), мы получили рейтинг 30 лучших украинских университетов.

http://focus.ua/files/1bild/!number21/1/8625.jpg

Немає коментарів:

Дописати коментар