19.06.2015, «Фокус»
Получение
диплома о высшем образовании не гарантирует трудоустройства, но
окончание одного из 30 лучших вузов рейтинга Фокуса значительно повышает
шансы при поиске работы.
Основной параметр рейтинга вузов Фокуса —
востребованность выпускников на рынке труда. Соответственно, мы
предложили эйчарам крупнейших компаний оценить вчерашних студентов по
трём критериям: уровню знаний, умению применять их на практике и
готовности обучаться в ходе работы. Как оказалось, большинству
выпускников украинских вузов можно смело задавать ещё один вопрос, по
сути, объединяющий три предыдущих: осознанно ли ими выбрана профессия?
«Не могу сказать, что молодое поколение какое-то
плохое или некачественное: оно просто страдает от отсутствия понимания
своего места и цели в жизни» — так объясняет главную проблему
выпускников украинских вузов Валерий Кушниренко, директор по персоналу
группы компаний PZU в Украине.
Не вижу цели
«Молодым соискателям иногда не хватает
ответственности, пунктуальности, многие не могут ответить на вопрос
«почему я хочу работать именно в этой компании, на этой позиции?», —
говорит Наталья Лукаш, начальник управления по работе с персоналом ОТП
Банка. С различными вариациями последнюю фразу повторяют практически
все, кто имеет дело с 20-летними обладателями дипломов.
Как правило, в недостаточной профпригодности
студентов рекрутеры винят государство: устаревшую методическую базу и
учебники, косную систему образования, преподавателей, далёких от
современных реалий.
К примеру, сравнивая выпускников украинских вузов
с нашими же студентами, учившимися за рубежом, в «Бритиш Американ
Тобакко Украина» отмечают, что у выпускников зарубежных вузов больше
шансов трудоустроиться: в западных странах образование строится на
бизнес-кейсах, и студенты не страдают от недостатка практики.
Чтобы вчерашние студенты свободно оперировали
чужим бизнес-опытом, иностранные вузы прикладывают массу усилий. Не
спешат с жёсткой специализацией на первых годах обучения, позволяют не
только свободно выбирать специализации, но и менять основные курсы,
набирают в качестве преподавателей «играющих тренеров»: учёных,
экономистов, бизнесменов и даже политиков, совмещающих свою основную
деятельность с процессом передачи знаний. Всё это закреплено в Болонской
декларации о высшем образовании, к которой большинство стран Европы
присоединились в 1999 году.
В итоге студенты получают возможность
корректировать направление обучения вплоть до получения диплома. А
администрация вуза — избавляться от преподавателей, которые не способны
заинтересовать студентов. При этом большинство лекторов одновременно
ведут научную деятельность, ведь основная часть ведущих западных вузов
представляет собой научно-исследовательские институты с «опцией передачи
знаний» студентам. Увы, в Украине дела зачастую обстоят с точностью до
наоборот.
Молодые люди, единожды выбрав специальность,
вынуждены «тянуть лямку» до самого диплома: если в процессе учёбы
студент поймёт, что ошибся с выбором, смена специализации неизбежно
повлечёт сдачу нескольких десятков экзаменов и зачётов «академразницы».
При этом набор дисциплин жёстко фиксирован, а преподают их люди, давно
не имеющие отношения к реальной науке, бизнесу или технологиям. Реакцией
на такой подход становятся объявления работодателей, большинство из
которых заканчивается фразой «опыт работы от ... лет». Или её более
откровенным вариантом: «соискателям без опыта работы не обращаться».
Идут на поправку
Впрочем, несмотря на все недочёты, уровень
образования в Украине достаточно высок. Формально наша страна отстаёт от
европейских вузов в реформировании процесса обучения лет на шесть — мы
подписали Болонскую декларацию в 2005-м. Но на практике серьёзные
изменения в образовании стартовали только сейчас.
К примеру, в начале этого года в Украине работали
317 вузов, хотя всего год назад их было примерно в 2,5 раза больше. 485
учебных заведений потеряли статус высших — как правило, они не
предоставляли качественного образования, по сути, сведя процесс обучения
до «отбывания учебной повинности» студентами, пришедшими не за
знаниями, а за дипломом.
Итог прежнего подхода к обучению легко заметить в
статистике порталов трудоустройства. Например, по данным rabota.ua, в
начале этого года 46% выпускников на первом месте работы были готовы
получать от 2 тыс. до 4 тыс. грн — при средней зарплате в стране на
уровне 3,9 тыс. грн. За скромностью выпускников-соискателей по сути
стоит признание крайне низкого уровня собственных знаний и такой же
низкой конкурентоспособности на рынке труда.
Но при этом зарплатные запросы остальных, начиная
с диапазона в 4–6 тыс. грн, доходят до 15 тыс. грн. И, возможно,
уверенность в себе второй половины выпускников — результат нового
тренда. По данным совместного исследования rabota.ua и кадрового
холдинга АНКОР, в Украине к моменту окончания вуза 63% студентов уже
имеют опыт работы, причём у трети из них трудовой стаж составляет более
двух лет. «Сегодня всё больше студентов начинают работать с четвёртого, а
то и третьего курса, — подтверждает Елизавета Максимец, специалист по
подбору персонала компании EY в Украине. — Получив диплом, они выходят
на рынок труда уже опытными специалистами, претендуя на более высокую
зарплату и должность».
И это в полной мере относится к большинству выпускников 30 лучших вузов страны из рейтинга Фокуса.
Рецепт успеха
Большинство крупнейших украинских вузов начали
подстраиваться под реальные требования рынка труда задолго до
присоединения Украины к Болонской декларации. И продолжают делать это
сейчас.
«Мы ежегодно проводим опрос работодателей, с
которыми сотрудничаем, — говорит Фокусу Юрий Якименко, первый проректор
Национального технического университета «Киевский политехнический
институт», занявшего 2-е место в рейтинге Фокуса. — Например, были
вопросы с иностранным языком, после чего мы ввели сквозную подготовку по
английскому; были вопросы, связанные с подготовленностью по отдельным
узким вопросам информационных технологий — мы учли и эти пожелания». При
этом у НТУ КПИ заключено более тысячи договоров с предприятиями, на
которых студенты проходят преддипломную практику, более 50 компаний
являются партнёрами Научного парка «Киевская политехника».
Магистры Национального технического университета
«Харьковский политехнический институт» (3-е место в рейтинге Фокуса)
получают реальные задания от конструкторских бюро таких предприятий, как
ГП "Завод им. В. А. Малышева", и выполняют их в своих выпускных
работах. Это практикуется не первый год и даже не первое десятилетие.
Мониторинг рынка труда и сотрудничество с
работодателями проводят и в Киевском национальном университет им. Т. Г.
Шевченко (№1 в рейтинге Фокуса). Но тут ставят перед собой ещё более
сложную задачу: заново создать систему профессиональной ориентации. «От
понимания того, какую специальность студент будет осваивать, кем будет
работать, зависит и мотивация к обучению. А если будет мотивация, то и
результат подготовки будет максимальным», — уточняют в ректорате КНУ.
Наконец, крупнейшие вузы постепенно переходят на свободный выбор
дисциплин — в том же КНУ с 1 сентября этого года студенты могут сами
выбирать 25% учебных курсов.
Не цель, а средство
Высшее образование не цель, а средство. В первую
очередь — возможность получить высокооплачиваемую работу. Исходя из
этого, Фокус попросил эйчаров 22 крупнейших компаний оценить готовность
выпускников лучших вузов страны к работе: итоговая оценка экспертов
стала основным критерием рейтинга (50% итогового балла). Добавив к
оценке эйчаров данные рейтинга представленности в Сети (вебометрикс,
25%) и показатель научной продуктивности вузов (индекс Хирша, 25%), мы
получили рейтинг 30 лучших украинских университетов.
Немає коментарів:
Дописати коментар