23 лист. 2013 р.

Поговорим на чужом языке

23.11.2013, Вадим Новиков, Forbes.ua

Почему мальчики дергают девочек за косички? Принято думать, что они просто не умеют или не решаются проявить свою симпатию более адекватно.
Книга профессора лингвистики Деборы Таннен You Just Don't Understand: Women and Men in Conversation показывает, что общепринятый ответ не полон или даже не верен, что он – один из немногих стереотипов, авторство которых принадлежит женщинам. В реальности же дернуть за косичку – вовсе не замена нормального проявления симпатии, а то, как ее привыкли демонстрировать мужчины между собой. Мужчины-друзья при встрече обмениваются не комплиментами, а шпильками. Они задираются и бросают друг другу вызов, который в случае с незнакомым человеком наверняка привел бы к серьезному конфликту. Как раз это и служит знаком их близости!
Таким образом, мальчики говорят девочкам именно слова симпатии, просто на чужом для слушательниц  языке. Поэтому и тем и другим, – уверена Дебора Таннен, – полезно научиться понимать язык противоположного пола.
– Как называются эти цветы? – спрашиваю я у продавщицы. Она мне отвечает. За мной стоит школьник младших классов, который вдруг обнаружил, что не взял с собой денег. Тогда я покупаю букет и для него, точнее для его мамы. Как вы думаете, что сказал мне на прощание мальчик?
– А у меня по биологии пять!
Эти парадоксальные слова – подтверждение основного тезиса книги Таннен, согласно которому женщина в первую очередь обычно нацелена на укрепление отношений с другими, а мужчина – на поддержание и укрепление своего места в иерархии. Именно поэтому я услышал не «спасибо» или «хорошего вечера», что могла бы сказать девочка, а нечто, что должно было вернуть потерянное равновесие статусов. Мальчик смотрел на меня как на соперника, и раз я сам раскрыл, что не знаю названия цветов, это сделало меня легкой мишенью.
Взрослые мужчины обычно не столь прямолинейны, как этот мальчик, но это не означает, что они смотрят на мир иначе, не через призму соревнования. Вы думаете, что проявляете заботу. Он – что это подрывающее его престиж покровительство. Вы задаете вопрос или чем-то интересуетесь – вам вычитают очки за неинформированность или непонятливость. Именно поэтому, – объясняет Таннен, – мужчины избегают задавать вопросы: на дороге, на лекции или даже когда в их самолете заканчивается горючее.
Вот еще история. Дебора Таннен работает над новой книгой и получает письмо от редактора с просьбой держать в курсе, если она на время покинет свой город. Сходное письмо от редактора получает и ее коллега-мужчина, который также работает над новой книгой. Дебору письмо радует: редактор стремится все время быть с ней на связи. Коллега же сердится: он и не думал, что редактор может быть так похож на чиновника, который надзирает за получившими условно-досрочное освобожденние.
То что мужчины и женщины зачастую столь по-разному видят одну и ту же ситуацию, приводит к конфликтам и дома, и на работе. Дебора Таннен помогает взглянуть на такие конфликты по-новому: ведь если обнаружить, что проблема просто в различии стилей общения, можно перестать искать недостатки в себе («что я такого плохого сделала, чтобы меня дергали за косичку?») или винить собеседника в плохом характере или дурных намерениях. Нет, он вовсе не враждебен – он, напротив, пытается тебе помочь, предвосхитив критику оппонентов. Нет, она уверена в себе – просто не привыкла хвастаться.
Знакомство с альтернативным своему стилем общения помогает не только избежать конфликтов, но и показывает, как еще можно общаться помимо того, к чему мы привыкли. Никто не ведет себя в соответствии с типичным для своего пола стилем общения 100 % времени, и ни от кого этого и не ждут. В некоторых случаях наилучший или единственно возможный стиль общения – стиль противоположного пола.
Когда я готовился к тому, чтобы брать социологические интервью, мне объяснили основные правила: задавать открытые вопросы, не спорить с собеседником и максимально его поддерживать. «Это роль женщины в традиционном обществе», – определил я поставленную передо мной задачу. Роль сразу показалась непростой: начать хотя бы с того, что от меня требовалось задавать вопросы, а не говорить самому. На деле все оказалось еще сложнее. «Не спорить с собеседником», как выяснилось после первых интервью, касалось не только открытых возражений вроде «у этого подхода есть один недостаток…», от чего я легко избавился, но и фраз типа «а разве этот подход не лучше?», в которых я сначала не видел ничего, кроме любопытства.
Неудивительно, что уроки, которые мне дали социологи, пригодились еще не раз. Умение слушать и поддерживать собеседника полезно не только социологам и не только женщинам. Но при этом умение быть лидером в разговоре и спорить нужно не только мужчинам. Книга Деборы Таннен You Just Don't Understand: Women and Men in Conversation дарит каждой и каждому множество идей, как приобрести недостающие умения.

Немає коментарів:

Дописати коментар