Что еще предстоит сделать
12 ноября 2012, Delo.ua
За
последние несколько лет Украине удалось не только стать успешным
игроком на мировом рынке зерна, но и начать активно конкурировать с
ведущими экспортерами — США, Европейским Союзом, Австралией, Аргентиной и
Россией.
Такой успех вовсе не удивителен, учитывая, что издержки производства для сельскохозяйственных производителей, работающих в Украине, по сравнению с их европейскими коллегами значительно ниже. К тому же удобное географическое положение страны способствует снижению затрат на экспорт в страны Западной Европы и, что немаловажно, на постоянно растущие рынки Ближнего Востока и Африки.
При этом огромный экспортный потенциал Украины реализован далеко не полностью. Среди основных причин, которые сдерживают развитие украинского сельскохозяйственного сектора, можно назвать следующие: изменчивость климата, низкая производительность выращивания зерна, устаревшая транспортная и складская инфраструктура, ограниченный доступ к финансированию, недостаточный набор инструментов для покрытия рисков сельхозпроизводителей.
По мнению экспертов Американской торговой палаты в Украине, большинство из этих проблем (за исключением погоды) связаны с неэффективной регуляторной политикой, которая препятствует дальнейшему развитию сектора. Именно поэтому они считают, что либерализация рынка зерна — это ключ к развитию экспортно-ориентированной зерновой отрасли, которая будет способствовать дальнейшему росту сельскохозяйственного сектора Украины в целом.
Изменение философии управления зерновой отраслью посредством перехода от принципа "тотального контроля" к политике функционирования "контрольных точек" на принципиально важных элементах цепи поставок может стать первым шагом к столь необходимым реформам в зерновой отрасли.
О чем идет речь?
В соответствии с действующим законодательством, многократные процедуры лицензирования зерна используются на каждом из этапов перевалки. К примеру, если вы решили перевезти свое зерно по территории Украины, вам необходимо получить шесть различных разрешений. Добавьте еще пять, если вы хотите загрузить зерно на транспортное средство или судно, направляющееся за границу. Такая ситуация приводит к значительным задержкам, которые, в свою очередь, приводят не просто к убыткам по всей логистической цепочке, но и существенно снижают конкурентоспособность украинского зерна.
Вдобавок до недавнего времени существовала норма, в соответствии с которой зерновые склады, которые находятся на территории Украины, должны были в обязательном порядке ежегодно проходить сертификацию. Специфика процедуры и коррупционные риски в свою очередь приводят к значительным задержкам отгрузки зерна. До тех пор, пока склад не проходил требуемую сертификацию, он не мог официально принимать зерно на хранение. Поскольку в настоящее время Украина, увы, не может похвастаться достаточным количеством качественных складских помещений, сложности с сертификацией приводили к ряду сбоев в работе зерновой логистической инфраструктуры.
Благодаря длительной и интенсивной кампании, которую вела Американская торговая палата, Кабинет Министров Украины соответствующими постановлениями отменил как ежегодную сертификацию зерновых складов, так и сертификацию качества зерна для перевозок на внутреннем рынке. Эти постановления не только способствуют либерализации рынка зерна, но и повышает эффективность его функционирования, и поэтому они вызвали положительную реакцию у международного делового сообщества.
Однако сразу же за этим шагом последовали новости о том, что Верховная Рада приняла проект закона №10222, которым предлагается восстановить как сертификацию складских помещений, так и проверку качества зерна. Упомянутый законопроект в буквальном смысле сводит на нет те совместные усилия по либерализации рынка зерна, которые были предприняты правительством Украины и бизнесом. Для того, чтобы избежать негативных последствий, к которым ведет проект закона №10222, Американская торговая палата, а также ряд других неправительственных организации обратились к президенту Украины с открытым письмом и просьбой ветировать данный законопроект.
Либерализация сельскохозяйственного сектора не должна ни останавливаться на полпути, ни возвращаться до прежнего уровня, основываясь лишь на аргументации, что это может привести к потере контроля правительства над отраслью, как это было в случае с внедрением регистрации внешнеэкономических контрактов на Аграрной бирже. Несмотря на то, что этот механизм потерял свою легитимность после принятия новой редакции Таможенного кодекса Украины, многие сторонники концепции Аграрной биржи утверждают, что она могла бы обеспечить адекватные условия контроля над поставками зерна за границу.
Акцентируя на отрицательных последствиях, эксперты Международной финансовой корпорации подсчитали, что затраты на регистрацию составляли порядка 0,15% от средней суммы экспортного контракта и в общей сложности привели к вымыванию около 90 млн. грн. (2011 год) из отрасли. Неоспоримое право правительства вести учет тех товаров и продуктов, которые имеют первостепенное значение для продовольственной безопасности Украины, по мнению делового сообщества, должно осуществляться лишь путем реализации эффективного механизма, который не приводит к значительному росту издержек. Лишь после того, как бизнес неоднократно озвучил эти обоснования, Кабинет Министров принял решение о прекращении практики регистрации контрактов на Аграрной бирже.
Агропромышленный сектор является одной из наиболее важных и перспективных отраслей украинской экономики, что делает ее очень чувствительной к реформам любого рода. Учитывая высокий уровень ожиданий со стороны правительства, бизнеса и каждого украинца, развитие национального зернового рынка должно осуществляться лишь в форме постоянного диалога между представителями отрасли и правительством Украины. Диалога, в котором обе стороны обмениваются идеями с целью достижения здорового компромисса, позволяющего добиться устойчивого роста национальной сельскохозяйственной отрасли.
Джерело
Такой успех вовсе не удивителен, учитывая, что издержки производства для сельскохозяйственных производителей, работающих в Украине, по сравнению с их европейскими коллегами значительно ниже. К тому же удобное географическое положение страны способствует снижению затрат на экспорт в страны Западной Европы и, что немаловажно, на постоянно растущие рынки Ближнего Востока и Африки.
При этом огромный экспортный потенциал Украины реализован далеко не полностью. Среди основных причин, которые сдерживают развитие украинского сельскохозяйственного сектора, можно назвать следующие: изменчивость климата, низкая производительность выращивания зерна, устаревшая транспортная и складская инфраструктура, ограниченный доступ к финансированию, недостаточный набор инструментов для покрытия рисков сельхозпроизводителей.
По мнению экспертов Американской торговой палаты в Украине, большинство из этих проблем (за исключением погоды) связаны с неэффективной регуляторной политикой, которая препятствует дальнейшему развитию сектора. Именно поэтому они считают, что либерализация рынка зерна — это ключ к развитию экспортно-ориентированной зерновой отрасли, которая будет способствовать дальнейшему росту сельскохозяйственного сектора Украины в целом.
Изменение философии управления зерновой отраслью посредством перехода от принципа "тотального контроля" к политике функционирования "контрольных точек" на принципиально важных элементах цепи поставок может стать первым шагом к столь необходимым реформам в зерновой отрасли.
О чем идет речь?
В соответствии с действующим законодательством, многократные процедуры лицензирования зерна используются на каждом из этапов перевалки. К примеру, если вы решили перевезти свое зерно по территории Украины, вам необходимо получить шесть различных разрешений. Добавьте еще пять, если вы хотите загрузить зерно на транспортное средство или судно, направляющееся за границу. Такая ситуация приводит к значительным задержкам, которые, в свою очередь, приводят не просто к убыткам по всей логистической цепочке, но и существенно снижают конкурентоспособность украинского зерна.
Вдобавок до недавнего времени существовала норма, в соответствии с которой зерновые склады, которые находятся на территории Украины, должны были в обязательном порядке ежегодно проходить сертификацию. Специфика процедуры и коррупционные риски в свою очередь приводят к значительным задержкам отгрузки зерна. До тех пор, пока склад не проходил требуемую сертификацию, он не мог официально принимать зерно на хранение. Поскольку в настоящее время Украина, увы, не может похвастаться достаточным количеством качественных складских помещений, сложности с сертификацией приводили к ряду сбоев в работе зерновой логистической инфраструктуры.
Благодаря длительной и интенсивной кампании, которую вела Американская торговая палата, Кабинет Министров Украины соответствующими постановлениями отменил как ежегодную сертификацию зерновых складов, так и сертификацию качества зерна для перевозок на внутреннем рынке. Эти постановления не только способствуют либерализации рынка зерна, но и повышает эффективность его функционирования, и поэтому они вызвали положительную реакцию у международного делового сообщества.
Однако сразу же за этим шагом последовали новости о том, что Верховная Рада приняла проект закона №10222, которым предлагается восстановить как сертификацию складских помещений, так и проверку качества зерна. Упомянутый законопроект в буквальном смысле сводит на нет те совместные усилия по либерализации рынка зерна, которые были предприняты правительством Украины и бизнесом. Для того, чтобы избежать негативных последствий, к которым ведет проект закона №10222, Американская торговая палата, а также ряд других неправительственных организации обратились к президенту Украины с открытым письмом и просьбой ветировать данный законопроект.
Либерализация сельскохозяйственного сектора не должна ни останавливаться на полпути, ни возвращаться до прежнего уровня, основываясь лишь на аргументации, что это может привести к потере контроля правительства над отраслью, как это было в случае с внедрением регистрации внешнеэкономических контрактов на Аграрной бирже. Несмотря на то, что этот механизм потерял свою легитимность после принятия новой редакции Таможенного кодекса Украины, многие сторонники концепции Аграрной биржи утверждают, что она могла бы обеспечить адекватные условия контроля над поставками зерна за границу.
Акцентируя на отрицательных последствиях, эксперты Международной финансовой корпорации подсчитали, что затраты на регистрацию составляли порядка 0,15% от средней суммы экспортного контракта и в общей сложности привели к вымыванию около 90 млн. грн. (2011 год) из отрасли. Неоспоримое право правительства вести учет тех товаров и продуктов, которые имеют первостепенное значение для продовольственной безопасности Украины, по мнению делового сообщества, должно осуществляться лишь путем реализации эффективного механизма, который не приводит к значительному росту издержек. Лишь после того, как бизнес неоднократно озвучил эти обоснования, Кабинет Министров принял решение о прекращении практики регистрации контрактов на Аграрной бирже.
Агропромышленный сектор является одной из наиболее важных и перспективных отраслей украинской экономики, что делает ее очень чувствительной к реформам любого рода. Учитывая высокий уровень ожиданий со стороны правительства, бизнеса и каждого украинца, развитие национального зернового рынка должно осуществляться лишь в форме постоянного диалога между представителями отрасли и правительством Украины. Диалога, в котором обе стороны обмениваются идеями с целью достижения здорового компромисса, позволяющего добиться устойчивого роста национальной сельскохозяйственной отрасли.
Джерело
Немає коментарів:
Дописати коментар