29 трав. 2014 р.

Выживет ли Украина без своего востока

29-05-2014, Андрей Яницкий

Экономика Украины больше зависит от политической стабильности и прозрачных правил игры, чем от конкретных шахт и заводов. Оккупация Крыма, сепаратизм в регионах и конфликт с Россией отпугивают инвесторов и тормозят реформы. И это губительнее потери отдельных предприятий.


Фото: visitdonetsk.info
Миф о том, что Донбасс кормит Украину, основан на сравнении только части бюджетных потоков. В феврале 2013 году журнал "Український тиждень" подсчитал, что если сопоставить отчисления в казну с дотациями в регион, утверждение о кормильце-Донбассе будет верным. Но если включить в расчеты помощь Пенсионному фонду и деньги на поддержку угольной отрасли, картина меняется на противоположную.
При желании математику можно усложнить. Ведь часть восточноукраинских предприятий зарегистрированы в Киеве и там платят налоги. А есть еще льготы отдельным компаниям, теневая экономика, тысячи других факторов. Манипуляции с калькулятором можно продолжать до бесконечности.
Более-менее справедливо о роли восточных областей можно судить по их вкладу в ВВП, не только в бюджет. О таком вкладе говорится в исследовании киевской инвесткомпании ICU, опубликованном в апреле 2014 года. LB.ua уже писал об этом докладе.

Экономисты ICU подсчитали, что Донецкая, Луганская и Харьковская области в позапрошлом году вместе формировали около 21,4% ВВП. На долю этих регионов по данным Госстата тогда приходилось около 20,6% населения страны.
То есть вклад восточных областей в экономику примерно соответствует их доле в населении Украины.
На востоке нет какого-то экономического чуда, как нет и какого-то особого, отличного от остальной Украины, кризиса. С потерей восточных областей Украина утратит 21,4% от общего объема ВВП. Но сама экономическая модель останется прежней. Бюрократия, коррупция, популизм никуда не денутся.
Хозяйственный механизм Украины работает примерно одинаково на всей ее территории. Работает с перебоями, о чем говорят дефицит бюджета и нулевой рост ВВП в прошлом году. И главная задача сегодня — наладить работу этого механизма, провести реформы. С восточными областями или без них.


Это значит, что жители остальных областей Украины не сразу ощутят на себе отсутствие востока. Первыми пострадают те, кто продавал там свои товары или закупал сырье, транзитом провозил грузы. Будут разрушены наработанные годами экономические связи.

Привлекательность Украины для инвесторов упадет из-за еще одного очага нестабильности на границе. Страна потеряет пятую часть своих граждан, а значит, работников и покупателей. Наконец, мы лишимся львиной доли промышленности и ресурсов. Не смертельно для экономики, но болезненно.
Что же будет с регионами в случае их отделения от Украины в плане экономики? Об этом уже сегодня можно судить по Крыму. После захвата Крыма туристов там стало вдвое меньше, многие международные компании свернули свою работу, а цены заметно выросли. Авиасообщение осталось только с Россией, банковскую систему лихорадит – в магазинах не принимают карты Visa и MasterCard. Жителям Крыма стало сложнее путешествовать по миру и даже выезжать на материковую Украину.

Магазин в Керчи. Выросшие цены указаны в гривнах и рублях
Фото: kerch.fm
Магазин в Керчи. Выросшие цены указаны в гривнах и рублях
Есть и хорошее: бюджетники и пенсионеры начали получать больше. Но не за счет экономических успехов Крыма.
Казна оккупированной республики сегодня на 95% зависит от московских дотаций. Это не украинская оценка, а заявление так называемого министра финансов Крыма Владимира Левандовского на заседании местного парламента. Крымский бизнес почти полностью перестал платить налоги, пишет российское деловое издание "Ведомости". Левандовский надеется, что к концу года Крым сможет обеспечивать себя на 40-50%: "Это, конечно, неприемлемо, и нам надо сделать шаги для того, чтобы самим наполнять наш бюджет". Интересно, кто из местных бизнесменов услышит эти шаги первым.

PS Текст был опубликован в печатном издании "Левый берег" №2 за 2014 год.

Джерело

Немає коментарів:

Дописати коментар