Взлет и крах «оранжевого» проекта: как пили водку на Майдане и почему все развалилось
В 2005 году у Ющенко было два варианта – отправить Тимошенко в отставку или стать марионеткой в ее руках.
На вершине успеха. В день инаугурации Ющенко запускал голубей, а его семья радовалась жизни
23 января 2005 года огромная масса народа на Майдане отмечала свой, как им казалось, самый большой в жизни праздник — инаугурацию Виктора Ющенко. Атмосфера была предельно радостная. Многие пили водку прямо на морозном воздухе. «Наконец-то у нас президент, за которого нам не будет стыдно, наконец-то у нас президент за которого не грех и выпить», — слышалось с разных сторон.
А через пару недель с не меньшим восторгом «оранжевые» избиратели встретили весть о назначении премьер-министром «оранжевой принцессы» Юлии Тимошенко. Для тех людей, которые стояли на Майдане, казалось, что вот-вот начнется обещанный «евроремонт» страны и не за горами счастливое европейское будущее.
Но мечты сбылись с точностью до наоборот.
ОПТИМИЗМ. Хотя начало внушало оптимизм. Западный мир восторженно принял новую власть. Ющенко с большой помпой встречали во всех европейских столицах и в США. Внутри страны, казалось, тоже не будет никаких проблем. Новое правительство Юлии Тимошенко было утверждено абсолютным большинством голосов в Раде (голосовали в том числе и регионалы, что показало — у «оранжевых» на тот момент не было реальной оппозиции), был принят новый бюджет с повышением соцвыплат. Наконец, большинство прежней кучмовской элиты и крупнейших бизнесменов выстроились в очередь в приемных новых правителей страны, желая доказать им свою лояльность. О Януковиче никто уже и не вспоминал. Его считали списанной фигурой.
Однако всеобщее ощущение тотальной победы сыграло против «оранжевых» вождей. Они с самого начала повели себя слишком самоуверенно. В стране, почти половина которой голосовала против них, это было большой ошибкой.
КОНФЛИКТ. Уже в своей речи в день инаугурации Виктор Ющенко неожиданно поднял на щит спорные геополитические вопросы, о которых до своей победы на выборах предпочитал помалкивать. Так, именно тогда он впервые заявил, что его цель — привести Украину в НАТО. Само по себе это закрыло возможность для Ющенко улучшить отношения с Россией.
Дальше — больше. Ющенко отверг возможность примирения с Донбассом (хотя его элита на такое примирение была готова). Во время своего первого визита в родной регион Януковича он говорил с местными языком угроз, откровенно хамил. «Встань! Перед тобой президент, а не пастух гусей», — сказал он одному из присутствующих на встрече. Кроме того, он начал педалировать конфликтные исторические темы — в частности ОУН-УПА, активизировал работу по созданию единой поместной украинской церкви (независимой от РПЦ), а также форсировал процесс украинизации. Грубо говоря, убеждал всеми силами Юго-Восток, что он не его президент.
Наконец, новая власть решила раскулачить наиболее влиятельных олигархов. Во многом это было обусловлено тем, что и он, и Тимошенко опирались на бизнесменов, которых в последние годы правления Кучмы оттеснили от большой приватизации, и теперь они хотели наверстать упущенное за счет своих более успешных коллег. Кроме того, к перераспределению собственности проявляли интерес транснациональные корпорации, которые влияли на новое руководство Украины через США и ЕС. Так возникла тема реприватизации, что сразу же создало крайне нездоровый инвестиционный климат в стране (никто не станет инвестировать, если нет определенности с правом собственности).
Очень характерна история с арестом Бориса Колесникова — главы Донецкого облсовета и ближайшего соратника и друга крупнейшего украинского бизнесмена Рината Ахметова. Его арестовали в апреле 2005 года по обвинению в вымогательстве. Но, как потом утверждал Борис Колесников, вымогательство на самом деле было со стороны власти — Ахметову некий представитель команды Ющенко предложил продать по дешевке его лучшие активы, а чтобы тот быстрее соглашался, арестовали Колесникова. Что это был за представитель — сам Борис Викторович публично не говорит. Но, по данным СМИ, речь шла о секретаре СНБО Петре Порошенко. Порошенко это опровергает.
Январь-2005. Тогда они еще были соратниками — Порошенко, Тимошенко...
Помимо всего прочего, стремление «оранжевых» бизнес-кланов перераспределить собственность как ничто иное способствовало очень быстрому разложению новой власти, вызвав внутри нее жесточайшие конфликты.
Чиновники рангом поменьше не отставали от начальства. По этой причине коррупция не только не сократилась, но и усугубилась. Во власть на местах пришли новые, «голодные» люди, которые принялись «доить» своих подданных с удвоенной энергией.
ОШИБКА. Наконец, Ющенко на свою голову ввел в большую политику Юлию Тимошенко, сделав ее премьером. Виктор Андреевич сейчас говорит, что это была его главная ошибка. И с ним трудно поспорить. С самого начала Тимошенко вела свой самостоятельный политический проект, становясь все более грозным конкурентом Виктору Ющенко в борьбе за голоса «оранжевого» электората. Очень скоро Ющенко убедился, что Леди Ю. не годится на роль президентского мальчика (точнее девочки) для битья, на которую можно списывать все непопулярные меры. Наоборот, она приписывала все популярные меры себе (например, повышение соцвыплат), а президентское окружение умело представляла как сборище коррупционеров и предателей идеалов Майдана. Особенно доставалось от нее Петру Порошенко. Он сам претендовал на пост премьера, но, став секретарем СНБО, сумел значительно нарастить свое влияние. Через него решались многие вопросы с президентом — по силовым структурам и по судебной системе. Недоброжелатели говорили, что он это делает не без коррупционного интереса и создает параллельное правительство, ставя палки в колеса Тимошенко. Порошенко, естественно, все это отрицал, но Юлины пиарщики очень умело подогревали такие разговоры.
Заклятые друзья. Ющенко и Тимошенко быстро рассорились
Все это в совокупности привело к тому, что уже к концу весны 2005 года «оранжевый» режим дал трещину. Отношения с Россией были отвратительны, Юго-Восток так и не стал воспринимать Ющенко как президента всей Украины, крупный бизнес и многие просто влиятельные люди все больше приходили к выводу, что с новой властью дело иметь нельзя. Кроме того, нарастающие противоречия между Ющенко и Тимошенко парализовали систему госуправления, провоцировали постоянные кризисы (бензиновый, сахарный, мясной и т. д.).
Наконец, именно углубляющийся раскол в «оранжевой» команде, а также проблемы в отношениях с прежней элитой не позволили Ющенко решить главный для себя вопрос — отменить через Конституционный суд политреформу, которая должна была вступить в силу с 1 января 2006 года и лишала президента львиной доли полномочий. И крупный бизнес, и Тимошенко не были заинтересованы в том, чтобы Ющенко и дальше сохранял всю полноту власти.
Признаком ослабления «оранжевых» стал выход на свободу Бориса Колесникова в начале августа. По мнению наблюдателей, это было сделано с ведома окружения Ющенко, которое уже тогда лихорадочно искало союзников в борьбе с Юлией Тимошенко.
КАТАСТРОФА. Уже к концу лета стало понятно, что Леди Ю. не хочет интегрироваться в «Нашу Украину» Виктора Ющенко, а, скорее всего, пойдет на грядущие в марте 2006 года парламентские выборы самостоятельно, став конкурентом партии президента. Кроме того, к тому времени рейтинг Тимошенко впервые опередил рейтинг Ющенко. Возможности для компромисса были исчерпаны, а выборы становились все ближе. Вопрос отставки Тимошенко был делом времени. Почувствовав это, Юля нанесла упреждающий удар — в начале сентября госсекретарь (по-нынешнему — глава Администрации президента) Александр Зинченко, у которого был конфликт с Петром Порошенко и первым помощником президента Александром Третьяковым (на этой почве он и сошелся с Тимошенко), выступил на пресс-конференции с сенсационными разоблачениями. Он обвинил так называемых «любых друзив» — Порошенко, Третьякова и некоторых других — в коррупции, предательстве идеалов Майдана и прочих грехах (те, кстати, потом подали на Зинченко в суд и выиграли его). Это был очень сильный удар. У президента оставалось всего два выхода. Первый — сдаться на милость Юлии Тимошенко, превратившись в марионетку в ее руках. Второй — отправить Юлю в отставку. Президент, после некоторых колебаний, принял второй вариант. При этом, для баланса, были отправлены в отставку и дискредитированные Петр Порошенко и Александр Третьяков.
Тимошенко в эфире телеканала «Интер» затем дала свою трактовку этого события. «И тут пришел Порошенко весь в соплях и слезах», — самая известная фраза из ее выступления, которое свелось к простому тезису: «Слабак Ющенко меня уволил, потому что я препятствовала его окружению грабить Украину. Поэтому он — предатель идеалов революции». В ответ соратники Ющенко — Давид Жвания, Евгений Червоненко и прочие — выступили с серией интервью, живописуя, как Тимошенко жаждала крови на Майдане в 2004 году.
Пресс-конференция Александра Зинченко стала спусковым крючком кризиса, развалившего «оранжевую» команду
ОБВАЛ. Вызванный отставкой Тимошенко кризис и сеанс взаимных разоблачений оказался разрушительным для рейтинга Виктора Ющенко, да и всего «оранжевого» движения. Зато начал быстро расти рейтинг Виктора Януковича и Партии Регионов. «Оранжевый» избиратель был полностью дезориентирован разборками среди своих вождей и погрузился в тотальную апатию. Прежняя эйфория сменилась глубочайшим разочарованием.
У Тимошенко был расчет на то, что ослабленный президент не сможет набрать необходимое число голосов в парламенте для утверждения премьером. Это вызовет новый кризис, а то и импичмент, после чего во власть вернется Юлия Владимировна.
Но Ющенко совершил неожиданный кульбит — он подписал меморандум о взаимодействии с Виктором Януковичем и Партией Регионов, в котором пообещал уважать права оппозиции и не допускать по отношению к ней репрессивных действий. Грубо говоря — регионалы и крупнейшие бизнесмены из их среды могли вздохнуть свободно. Уголовные дела и тюрьма им уже не грозили.
В обстановке примирения со своим прежним противником Ющенко смог насобирать голоса для назначения премьера Юрия Еханурова и сформировал новое, полностью лояльное себе правительство. По-хорошему, именно такой Кабмин ему был нужен еще в начале 2005 года…
РОК. Судьба главных героев Майдана, которые в течение всего лишь одного 2005 года разрушили своими же руками «оранжевый» мегапроект ради стремления к личной власти, к собственности и к крышеванию коррупционных схем может послужить сюжетом для романов Александра Дюма (с их проповедью неизбежности расплаты).
Ныне покойный Александр Зинченко, нажавший на спусковой крючок кризиса, до конца дней своих оставался на откровенно вторых ролях. Петр Порошенко на несколько лет стал одной из самых одиозных фигур украинской политики, с которым все боялись иметь дело (его даже не включили в список «Нашей Украины» на выборах 2007 года). Потом в условиях кадровой безысходности 2009 года он ненадолго всплыл министром иностранных дел, а сейчас пытается реинкарнироваться в новом политическом проекте — «Фронте змин» Арсения Яценюка. Юлия Тимошенко и Виктор Ющенко изводили друг друга во взаимной борьбе все последующие годы, фактически приведя к власти Виктора Януковича…
Немає коментарів:
Дописати коментар