26 вер. 2016 р.

Как в Европе отреагировали на российских плагиаторов от науки

20.09.2016, Павел Котляр 
Как в Европе посмеялись над российскими депутатами, меняющими в диссертациях шоколад на говядину, и где в мире еще есть сроки давности по обжалованию ученых степеней, «Газете.Ru» рассказал основатель «Диссернета» физик Андрей Ростовцев.
— Андрей, на днях вы выступали на международной конференции, на которой зарубежные ученые смогли узнать от вас о масштабах фальсификаций научных диссертаций в России. Что это была за конференция?
— Эта конференция называется STI (Science and Technology Indicators). Она посвящена индикаторам, которые характеризуют развитие общества, стран, экономики, науки. И одним из индикаторов является наукометрия. Эта конференция проходит раз в два года, в этом году она проходила в Валенсии. Вообще на нее ездит мало людей из России, в основном это представители Высшей школы экономики, где и родилась идея рассказать на этой конференции о «Диссернете». Это серьезная конференция международного уровня, чтобы туда поехать, нужно было послать материал, оформленный в виде публикации, по теме, о которой ты будешь говорить.
«Вышка» подала свою статью, но им разрешили сделать постерный доклад и постоять с ним рядышком. Моя же статья про «Диссернет», которую мы делали с Александром Костинским, начальником управления академической экспертизы ВШЭ, организаторам понравилась,
и нам прислали восторженный отзыв: дескать, неужели такое вообще бывает?
— Правда ли, что европейские ученые за руку приводили друг друга послушать ваш доклад о том, как русские пишут диссертации?
— Да, так и было. Это был единственный доклад, на котором все, кто был в зале, либо высказались, либо задавали вопросы, никто не остался равнодушным, ведь обычно после доклада похлопали, один-два вопроса и разошлись. Я рассказывал о том, какая в России ситуация с защитами диссертаций, доклад назывался «Репутационный кризис в российской академической сфере».
— По-вашему, ученые на Западе в курсе того, как в России последние годы списывают диссертации?
— Нет, они даже не представляют масштабов бедствия. Я даже не подберу слов, чтобы описать, насколько их ошеломило услышанное. Может быть, многие даже не поверили тому, что я рассказал.

Зал на доклад реагировал хохотом, это был цирк.
Все внимательно слушали, и реакция ученых из развитых западных стран сводилась к удивлению: как такое вообще возможно? Ведь вроде считается, что Россия принадлежит к цивилизованному миру?
— Ученых больше поразили масштабы плагиата в диссертациях или то, как списывают в России?
— Их поразили масштабы, ученые удивлялись: что государство, наше Минобрнауки, думает по этому поводу? А я так и отвечал, что наше государство защищает эту практику на законодательном уровне, рассказал, как Минобрнауки ввело срок давности по обжалованию недобросовестных диссертаций. Сидящие в зале в это верили с трудом…

— Кстати, а в других странах есть аналогичные сроки давности?
— Я специально интересовался — в Европе такого нет, кроме Словакии и Чехии.
И потому для остальной Европы эти две страны представляют головную боль, так как в Германию, во Францию оттуда едут врачи с дипломами, которые нельзя проверить. Я рассказал, что в России диссертант, если списывает, то списывает масштабно, получается то, что мы называем карбункулом (когда большинство страниц диссертации — списанные). И тут же приводил пример, что в Германии наши коллеги выискивают лишь списанные фразы, предложения.
Конечно же, рассказал историю про то, как наш депутат Игошин в своей диссертации превратил шоколад в говядину, после чего зал лег.
Люди тоже не могли понять, как автор заменил ключевые слова, а статистику, картинки оставил. Вообще наши немецкие коллеги из аналогичного сообщества постоянно мне напоминают, что об этом надо говорить. Важно, что в России это не единичные случаи, у нас это уже целый институт общества. И я повторяю, что у нас это не черный рынок, а целый институт, так как этот рынок подкрепляется государственными законами.
Мы видели с вами недавнюю инициативу Минобрнауки лишать степеней только по решению суда. Автора этой идеи уволили, и мы не знаем, реальный или фиктивный это был «стрелочник», но я сомневаюсь, что это могло произойти без ведома главы департамента аттестации научных кадров Минобрнауки Инессы Шишкановой.
— Ученые из каких-то стран говорили, что у них есть похожие проблемы со списанными диссертациями?
— Ведущий секции живо заинтересовался моим докладом. Оказывается, в Мексике есть подозрение на списанную диссертацию у президента. И мне, и ему все говорили: «Ну, вы там даете!» — и советовали быть осторожнее. А один ученый из Бразилии посоветовал мне оформить хорошую страховку.

«Диссернет» продолжит свое существование

25 вер. 2016 р.

12 черт русского менталитета

Fresher

Предлагаем вниманию читателя очень интересную статью. В ней Николай Иванович Козлов, доктор психологических наук, называет черты менталитета россиян, которые невозможно не узнать как в себе, так и в соотечественниках.
Вообще, менталитет — это преобладающие схемы, стереотипы и шаблоны мышления. Россияне — не обязательно русские. Отдельный человек может гордиться тем, что он «казак», «башкир» или «еврей» в пределах России, но за ее пределами всех россиян (бывших и настоящих) по традиции называют (независимо от происхождения) русскими. Для этого есть основания: как правило, все они имеют сходство в своей ментальности и стереотипах поведения.

12 черт русского менталитета, в которых вы узнаете себя
 
Россиянам есть чем гордиться, у нас огромная и сильная страна, у нас талантливые люди и глубокая литература, при этом мы сами знаем и свои слабые стороны. Если мы хотим становиться лучше — мы обязаны их знать.
Итак, давайте посмотрим на себя со стороны, а именно со стороны строго научных исследований. Что отмечают исследователи культуры как специфические черты российского менталитета?



1. Соборность, примат общего над личным: «мы все свои», у нас все общее и «а что люди скажут». Соборность оборачивается отсутствием понятия приватности и возможностью любой соседской бабушке вмешаться и высказать вам все, что она думает по поводу вашей одежды, манер и воспитания ваших детей.
Из той же оперы понятия «общественность», «коллектив», отсутствующие на Западе. «Мнение коллектива», «не отделяться от коллектива», «а что люди скажут?» — соборность в чистом виде. С другой стороны, вам скажут, если у вас торчит ярлычок, развязался шнурок, забрызганы брюки или порван пакет с продуктами. А также — помигают фарами на дороге, чтобы предупредить о ГИБДД и спасти от штрафа.
2. Стремление жить по правде. Термин «правда», часто встречающийся в древнерусских источниках, означает правовые нормы, на основании которых вершился суд (отсюда выражения «судить право» или «судить в правду», то есть объективно, справедливо). Источники кодификации — нормы обычного права, княжеская судебная практика, а также заимствованные нормы из авторитетных источников — прежде всего Священного Писания.
За пределами российской культуры чаще говорится о законопослушности, правилах приличия или следовании религиозным заповедям. В восточном менталитете о Правде не говорится, в Китае важно жить по заветам, оставленным Конфуцием.
3. В выборе между разумом и чувством русские выбирают чувство: искренность и душевность. В российском менталитете «целесообразность» практически синоним корыстного, эгоистичного поведения и не в чести, как что-то «американское». Среднему российскому обывателю трудно представить, что можно разумно и осознанно действовать не только ради себя, но и ради кого-то, поэтому действия бескорыстные отождествляются с действиями «от сердца», на основе чувств, без головы.
Российское — нелюбовь к дисциплине и методичности, жизнь по душе и настроению, смена настроения от миролюбия, всепрощения и смирения к беспощадному бунту на полное уничтожение — и обратно. Русский менталитет живет скорее по женской модели: чувство, мягкость, всепрощение, реагируя плачем и яростью на последствия такой жизненной стратегии.
4. Определенный негативизм: большинство россиян чаще видят в себе недостатки, а не достоинства. За рубежом, если человек на улице случайно задел другого человека, шаблонная реакция практически любого: «Sorry», извинение и улыбка. Они так воспитаны. Печально, что в России такие шаблоны — более негативные, тут можно услышать и «Ну ты, куда смотришь?», и нечто более резкое. Россияне хорошо понимают, что такое тоска, при том что это слово непереводимо на другие европейские языки. На улицах у нас не принято улыбаться, смотреть в лица окружающим, неприлично знакомиться и просто заговаривать.
5. Улыбка в русском общении не является обязательным атрибутом вежливости. На Западе чем больше улыбается человек, тем он больше проявляет вежливости. В традиционно русском общении приоритет — требованию искренности. Улыбка у русских демонстрирует личное расположение к другому человеку, которое, естественно, не распространяется на всех. Поэтому если человек улыбается не от души, это вызывает неприятие.
Можно обратиться за помощью — скорее всего помогут. Нормально попрошайничать — и сигаретку, и деньги. Человек с постоянно хорошим настроением вызывает подозрение — то ли больной, то ли неискренний. Тот, кто обычно приветливо улыбается другим — если не иностранец, то, конечно, подхалим. Конечно, неискренний. Говорит «Да», соглашается — лицемер. Потому что искренний российский человек обязательно не согласится и возразит. И вообще самая настоящая искренность — это когда матом! Вот тогда — человеку веришь!
6. Любовь к спорам. В русском общении традиционно большое место занимают споры. Русский человек любит спорить по самым различным вопросам, как частным, так и общим. Любовь к спорам по глобальным, философским вопросам — яркая черта русского коммуникативного поведения.
Русского человека часто интересует спор не как средство нахождения истины, а как умственное упражнение, как форма эмоционального, искреннего общения друг с другом. Именно поэтому в русской коммуникативной культуре спорящие столь часто теряют нить спора, легко отходят от первоначальной темы.
При этом совершенно нехарактерно стремление к компромиссу или к тому, чтобы дать собеседнику сохранить лицо. Бескомпромиссность, конфликтность проявляется очень ярко: нашему человеку некомфортно, если он не доспорил, не смог доказать свою правоту. «Как сформулировал это качество английский учитель: «Русский всегда спорит на победу». И наоборот, характеристика «бесконфликтный», скорее, носит неодобрительный оттенок, как «бесхребетный», «непринципиальный».
7. Русский человек живет верой в добро, которое когда-то спустится с небес (или просто сверху) на многострадальную русскую землю: «Добро обязательно победит зло, но потом, когда-нибудь». При этом его личная позиция — безответственная: «Нам принесет правду кто-то, но не я лично. Я сам ничего сделать не могу и делать не буду». Главным врагом русского человека на протяжении уже нескольких столетий считается государство в образе служило-карательного сословия.
8. Принцип «не высовывайся». В русском менталитете пренебрежительное отношение к политике и демократии как форме политического устройства, при котором источником и контролером деятельности власти выступает народ. Характерна убежденность в том, что реально люди нигде ничего не решают и демократия — это ложь и лицемерие. В то же время терпимость и привычка ко лжи и лицемерию своей власти по причине убежденности, что иначе нельзя.
9. Привычка к воровству, мздоимству и обману. Убежденность в том, что воруют везде и все, а честным путем заработать большие деньги невозможно. Принцип — «не украдешь — не проживешь». Александр I: «В России такое воровство, что я боюсь идти к дантисту — сяду в кресло, и украдут челюсть…» Даль: «Русский человек не боится креста, а боится песта».
При этом для россиян характерно протестное отношение к наказаниям: наказывать за мелкие нарушения — нехорошо, как-то мелочно, нужно — «прощать!», а когда на этом фоне люди привыкают законы не уважать и от мелких нарушений переходят к крупным — тут российский человек будет долго вздыхать, пока не разозлится и не устроит погром.
10. Вытекающая из предыдущего пункта характерная черта российского менталитета — любовь к халяве. Фильмы нужно скачивать через торрент, платить за лицензионные программы — западло, мечтою является радость Лени Голубкова в МММ-пирамиде. Наши сказки рисуют героев, которые лежат на печи и в итоге получают царство и сексапильную королеву. Иван-Дурак силен не трудолюбием, а сообразительностью, когда за него все сделают Щуки, Сивки-Бурки, Коньки-Горбунки и прочие волки, рыбы и жар-птицы.
11. Забота о здоровье ценностью не является, спорт — странно, болеть — нормально, но категорически не допускается бросать убогих, в том числе считается нравственно недопустимым уходить от тех, кто не заботился о своем здоровье и в результате стал по факту беспомощным инвалидом. Женщины ищут богатых и успешных, а любят убогих и больных. «Как же он без меня?» — отсюда созависимость как норма жизни.
12. Место гуманизма у нас занимает жалость. Если гуманизм приветствует заботу о человеке, ставя на пьедестал свободного, развитого, сильного человека, то жалость направляет заботу на несчастных и больных. По статистике Mail.ru и ВЦИОМ, помощь взрослым по популярности стоит на пятом месте после помощи детям, старикам, животным и помощи экологическим проблемам. Людям больше жалко собак, чем людей, а из людей из чувства жалости важнее поддержать нежизнеспособных детей, а не взрослых, которые еще могли бы жить и работать.

В комментариях к статье кто-то соглашается с подобным портретом, кто-то обвиняет автора в русофобии. Нет, автор любит Россию и верит в нее, уже которое десятилетие занимаясь просветительской и образовательной деятельностью для своей страны. Здесь врагов нет и не нужно здесь их искать, наша задача в другом: а именно, думать, как нам поднимать нашу страну и воспитывать детей — наших новых граждан.
Об авторе: Николай Иванович Козлов, доктор психологических наук, профессор, ректор Университета практической психологии, основатель сайта «Психологос».

Как в России судят за сепаратизм

Адвокаты Павел Чиков и Рамиль Ахметгалиев — об одной из самых неоднозначных статей УК

13 сентября 2016, Meduza
 
Верховный суд готовит постановление, разъясняющее одну из самых неоднозначных статей УК РФ — 280.1, публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации. Статья появилась в Уголовном кодексе в мае 2014 года, а к 2016-му по ней рассматривалось уже 15 дел (большинство связано с Крымом). Кроме того, вынесены пять обвинительных приговоров — в основном за высказывания в социальных сетях и иные публикации. О том, что с этой статьей не так в контексте остального российского законодательства, по просьбе «Медузы» размышляют руководитель международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков и адвокат группы Рамиль Ахметгалиев.

После парада суверенитетов

Вопрос о территориях России много обсуждается в последние несколько лет — как и кто может войти в состав Федерации и может ли кто-то выйти. В публичном пространстве формируется мнение о некой самостоятельности и праве на самоопределение, но одновременно с этим в Уголовном кодексе появляется новая статья 280.1 — об ответственности за призывы к нарушению территориальной целостности РФ. 
Статья вступила в силу 9 мая 2014 года, и практически сразу появились дела по ней. Юристы-практики подтвердят, что следователи осторожничают, и новые составы преступлений применяются не сразу. Однако в 2015-м уже случились и первые приговоры (за два года — 15 дел, пять приговоров и одно постановление о применении принудительных мер медицинского характера). Хотя это и так понятно, уточним: все приговоры за эти годы — обвинительные, трое осужденных получили реальные сроки лишения свободы, один направлен в психиатрическую лечебницу.

Что же такого страшного совершили граждане, получившие реальные сроки лишения свободы?
Для понимания ситуации, наверное, стоит, немного вспомнить историю и обратиться к Конституции РФ. Она гарантирует право на самоопределение народов (статья 5), а республики называет государствами; при этом целая глава посвящена только вопросам Федерации (глава 3). Но есть одна небольшая деталь: в Конституции речь идет только о принятии в Российскую Федерацию — и ни одной строчки о возможности и праве выйти из нее. 
Ну, а как же суверенитет? Да никак, он не подразумевает право выхода из Федерации. Именно такое официальное разъяснение и толкование этих конституционных положений в конце 1990-х — начале 2000-х дал Конституционный суд (например, постановление от 7 июня 2000 года № 10-П). Не будем утомлять вас специфической терминологией вроде «договорная федерация» или «конституционная федерация». Проще говоря, позиция Конституционного суда в следующем: все субъекты Российской Федерации являются неотъемлемой и составной частью Федерации и правом выхода (сецессии) из состава РФ не обладают. Эти решения Конституционный суд принимал после так называемого «парада суверенитетов» и известных событий на Северном Кавказе в 1990-е. Оказывается, субъекты РФ неправильно толковали термин «суверенитет», у этого термина несколько иной смысл, который не уловили субъекты.
Можно долго спорить, обоснованы эти выводы или нет, но сегодня эту ситуацию следует принять как данность, поскольку Конституционный суд — единственный орган, имеющий право официально толковать положения Конституции, и его решения обжалованы быть не могут. Отсюда официальная позиция властей: неприкосновенность и целостность территории России означает возможность войти в состав Федерации без права выхода. Все четко, как слова гимна «Братских народов союз вековой» — или на советский манер «сплотила навеки». Вроде бы свободны, но вроде как и навеки.

Сепаратизм как политика


Акция Квебекской партии в Канаде — за независимость провинции Квебек
Фото: Peter Jones / Reuters / Scanpix / LETA
Все чаще в слово «сепаратизм» вкладывают некий негативный, нелегитимный смысл. В действительности сепаратизм не означает во всех случаях что-то запретное и незаконное. Сепаратизм — это политика и практика, основанная на праве народов на самоопределение, отделения части государства с целью создания нового государства или вхождения в состав иного государства. 
Можно выделить две основные формы реализации такого отделения: мирный способ и насильственный. Сейчас в некоторых государствах существуют легальные политические партии сепаратистского толка: в Канаде — Квебекская партия, в парламенте Шотландии — представители Шотландской национальной партии. В этих странах вполне легально и официально проходили референдумы по вопросам независимости: в 2014-м в Шотландии, в 1995-м — референдум о независимости Квебека. 
Наиболее известный пример насильственного способа решения территориальных вопросов — Ирландская республиканская армия, военизированная организация, цель которой — достижение полной самостоятельности Северной Ирландии (в 2005 году руководство ИРА заявило о переходе к политическому решению конфликта). С вероятностью жестких действий связано и понятное правовое регулирование на Западе, которое ограничивает высказывания, содержащие призывы к насилию. Такой же позиции придерживается и Европейский Суд по правам человека.
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), где Россия играет заметную роль, разделяет эту позицию. В частности, в Шанхайской Конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (15 июня 2001 года, ратифицирована Россией в 2003-м) говорится о преследовании в уголовном порядке сепаратизма, совершаемого только насильственным путем.
На практике российские законодатели ввели в 2014 году в действие новую статью в Уголовный кодекс — о запрете призывать к нарушению территориальной целостности. Не будем спекулировать на тему истинных мотивов авторов документа и пытаться найти связь между этими нововведениями и известными весенними событиями 2014-го в России и на Украине: проект изменений в УК РФ разрабатывался и был принят еще в 2013-м, задолго до тех событий. Сегодня это уже не столь важно; главное — как следственные органы и суды толкуют и применяют эту норму, а еще важнее — в отношении кого.
Еще одна немаловажная деталь. Как мы уже говорили, поправки в Уголовный кодекс вступили в силу 9 мая 2014 года, но спустя два с половиной месяца (а именно — 21 июля 2014-го) были приняты новые поправки в части наказания. Максимальный срок наказания с трех лет лишения свободы увеличили до четырех. Если изначально состав преступления, предусмотренный частью первой, относился к преступлениям небольшой тяжести, то теперь его перевели в категорию преступлений средней тяжести. 
Поправки в УК в части наказаний, как правило, принимаются большим блоком (одновременно по группе различных составов), а тут — поправки только по этой отдельно взятой статье, которая на тот момент даже еще и не применялась. В чем фокус? Да очень просто: по преступлением небольшой тяжести процессуальный кодекс практически запрещает заключать под стражу, а реальное лишение свободы практически не назначается. Нужны были «законные» основания арестовывать и «давать» реальный срок. В итоге: статья есть, инструментарий в виде ареста и реального срока тоже заготовлен, а значит должны появиться и жертвы.

Лидеры России, Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана после подписания Хартии Шанхайской организации сотрудничества, июнь 2002 года
Фото: Сергей Максимишин / PhotoXPress

Высказывания побудительного характера

Сегодня известно о 15 уголовных делах по 280.1 УК РФ: в период 2015–2016 годов, согласно официальным данным Верховного суда, в 2014-м по статье приговоры не выносились.
В 2015 году приговоры объявлены в отношении Рафиса Кашапова, Юрия Авдошкина, Дарьи Полюдовой, Владимира Заваркина, Алексея Морошкина и Алексея З. (судебный департамент Верховного суда указывает только пять приговоров, не учитывая один приговор, не вступивший в законную силу). Кашапов вину не признал, ему назначено наказание в виде трех лет лишения свободы в исправительной колонии общего режима. Полюдова — два года колонии-поселения; вину не признала. Морошкин направлен на принудительное лечение. Заваркин вину не признал; штраф. Алексей З. вину не признавал; условное лишение свободы. Возбуждены и расследуются уголовные дела (либо приостановлены за розыском) в отношении еще троих — главы крымскотатарского Меджлиса Рефата Чубарова, крымского бизнесмена Ленура Ислямова и журналистки из Крыма Анны Андриевской.
В 2016 году вынесен приговор в отношении Алексея Бубеева — два года и три месяца лишения свободы с отбыванием в колонии-поселении, вину не признал. Дела в отношении Ильми Умерова, Николая Семены, Владимира Хагдаева и Андрея Пионтковского расследуются; Пионтковский выехал за пределы России, Умеров — под стражей, Семена и Хагдаев — под подпиской о невыезде. В Калининграде есть еще некое дело в производстве ФСБ, возбужденное в августе 2016 года.

Публицист Андрей Пионтковский (справа) в Басманном районном суде, который признал экстремистскими некоторые его публикации
Фото: Дмитрий Лекай / Коммерсантъ
В высказываниях этих граждан речь шла о статусе Крыма (восемь дел), Карелии, Сибири и Урала, единой Монголии, Чечни, Республики Коми, Кубани, Калининградской области (по одному делу).
Статистические данные жутковатые. Неужели это именно те лица, которые реально и фактически угрожали целостности России? Так в чем вся суть, почему из-за одной статьи столько суеты и движений? Кто же эти «злодеи», которые призывали к развалу России? Где схроны с оружием, вербовка адептов, подготовки к захвату телеграфа, телефонных станций, вокзалов, призывы к насилию и так далее? Ничего этого нет; да и исходя из позиции следователей и судов, этого не надо — для обвинения и осуждения достаточны только слова. Цифры не дают полной картины об этих людях и их делах. Поэтому остановимся на уже состоявшихся приговорах.
Авдошкин, он же Юрий Стоп, известный как сопредседатель националистической организации «Рубеж Севера» и председатель объединения «Русские» в Республике Коми, «действуя из сепаратистских соображений, с целью побуждения неопределенного круга лиц к осуществлению незаконных действий, направленных на нарушение территориальной целостности государства, умышленно, самостоятельно на своем стационарном компьютере подготовил текст, содержащий публичные призывы к выходу Республики Коми из состава Российской Федерации» (здесь и далее приводятся цитаты из приговоров — прим. «Медузы»). Суд не установил и не отразил в приговоре наличие призывов к насильственным действиям. При этом Авдошкин разместил свой комментарий к некой статье. Учитывая, что подсудимый согласился с предъявленным обвинением, суд рассмотрел дело в особом порядке (без исследования доказательств).
Алексей Бубеев — житель Твери, ранее не судим, инженер-электрик, женат, на иждивении двое малолетних детей, активный интернет-пользователь — признан тверским судом виновным в том, что на своей странице одной из соцсетей разместил статью другого автора под названием «Крым — это Украина!» Из заключения эксперта Института криминалистики центра специальной техники ФСБ России следует, что адресатом обращения является «деперсонифицированная группа лиц… в представленных материалах имеются призывы, направленные на нарушение целостности Российской Федерации». В тексте нет призывов к насилию, организации каких-либо вооруженных формирований (единственный призыв — изготовить транспаранты). В марте 2016-го правозащитники из «Мемориала» признали Бубеева политзаключенным, уточнив, что «тон текстов чрезмерно оскорбителен и агрессивен, но это недостаточная причина для преследования».
20 мая 2015 года в Петрозаводске прошел митинг за отставку губернатора Карелии Александра Худилайнена. Среди выступающих были и депутаты заксобрания. По итогам митинга собравшиеся обратились к президенту с просьбой об отставке губернатора, обвинив его в ухудшении социально-экономической ситуации с регионе и в развязывании политических репрессий. В своем эмоциональном выступлении депутат Совета Суоярвского городского поселения Владимир Заваркин предложил — в качестве реакции на бездействие властей — провести в Карелии референдум по отделению от России.
Согласно данным лингвистической экспертизы, положенной в основу приговора, в речи депутата были выявлены «высказывания побудительного характера, призывающие к отсоединению Республики Карелия от Российской Федерации, выраженные в некатегорической форме предложения».
Петровск-Забайкальский городской суд (Забайкальский край) приговорил местного 18-летнего жителя, приверженца запрещенной и признанной в России экстремистской организации «Правый сектор», к двум с половиной годам лишения свободы условно. Прокуратура пояснила, что он, «создав целенаправленно в январе 2015 года в социальной сети тематическую группу, на своей странице разместил рисунок и подпись к нему, содержащие оскорбления в отношении русских… и стилизованное изображение и надпись, которые призывали к насилию в отношении всех, кто одобряет присоединение Крыма к России».
Набережночелнинский городской суд Татарстана, рассматривая дело Рафиса Кашапова, установил, что «представленные материалы являются совокупностью текстовой и визуальной информации, посредством которой формируется негативное отношение к действиям Российской Федерации в Крыму в 2014 году… через утверждения об агрессивной политике „оккупации“ Крыма, нарушений норм международного права»: «При этом игнорируя волеизъявление жителей Крыма на референдуме 2014 г., формируется представление, что территория Крыма присоединена к Российской Федерации незаконно… Приводимые в материалах утверждения направлены на нарушение территориальной целостности Российской Федерации через оправдание и обоснование необходимости распространения идей об „оккупации“ Крыма и агрессивных, „незаконных“ действиях российских властей… Доводы подсудимого и его защитников о том, что в своих материалах Кашапов Р.Р. лишь подверг критике действия российских властей, высказал свое мнение, использовав право на свободу мысли и слова, являются уловкой подсудимого». 
При рассмотрении дела в высказываниях Кашапова призывов к совершению насильственных действий не выявлено.
Братья Рафис и Нафис Кашаповы — активисты татарского национального движения. Нафис эмигрировал из России в 2005 году. Рафис Кашапов — председатель Татарского общественного центра,  живет в Набережных Челнах. В 2009-м он был осужден по ч. 1 ст. 282 УК за публикацию в своем блоге нескольких текстов, направленных против насильственной русификации и христианизации. В мае 2015-го «Мемориал» признал Кашапова политзаключенным.
Житель Челябинска, уроженец Украинской ССР Морошкин, «страдающий хроническим психическим расстройством… не осознающий фактический характер своих действий, разместил авторские печатные материалы»: «В указанных материалах… Морошкин А.А. отражал свои политические воззрения по поводу современных политических ситуаций в России и Украине. В этих текстах он неоднократно высказывал мнение о необходимости политических преобразований в России, в частности… создание независимого Уральского государства. Украина, по его мнению, представляется государством, которое выпало из-под политического влияния России. Опыт украинского государства предлагает использовать при создании независимого Уральского государства. Данная позиция проистекает из его религиозных взглядов. С 2012 года он является главой Церкви Челябинского Метеорита… На основании изложенного суд приходит к выводу, что Морошкиным А.А. было совершено общественно-опасное деяние, предусмотренное ч. 2 ст. 280.1 УК РФ». 
К Морошкину применены принудительные меры медицинского характера в виде лечения в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в условиях стационара.

Алексей Морошкин
Фото: Открытая Россия / YouTube
Дарья Полюдова — гражданский активист и блогер из Краснодарского края. Суд посчитал, что действия Полюдовой, состоящие в публикации в соцсети текста («КУБАНЬ: этнические украинцы Кубани просят Украину и Мировое сообщество защитить их от притеснений и русского шовинизма. Кубань требует присоединения к Украине — исторической Родине!»), образуют состав преступления, предусмотренный ч. 2 ст. 280.1 УК РФ. Судом «установлено, что мотивом преступлений Полюдовой являлась ненависть к действующему в Российской Федерации политическому режиму».

Нет права на выход

У субъектов Российской Федерации нет права на выход из ее состава. Даже если то или иное образование на момент присоединения и воспринималось Россией как самостоятельный субъект международных правоотношений, обладающий всеми правами по самоопределению, то с момента включения в состав Федерации оно безвозвратно и навсегда теряет это право. Запрещено даже ставить такой вопрос, его нельзя вынести и на референдум. Запрещено говорить и призывать к выходу из состава Федерации, даже мирными способами. Нельзя обсуждать, а тем более критиковать (то есть ставить под сомнение легитимность решений российских властей), призывать отменить эти решения законодателя и главы государства. Исходя из сложившейся практики, не имеет значения реальность угрозы для суверенитета России в высказываниях гражданина и наличие в них призывов к насилию. Не учитывается судами и принцип свободы слова. 
Территориальные споры между государствами — вообще одни из самых острых вопросов, волнующих десятилетиями разные общества. Российским судам и правоохранительным органам абсолютно не важно, что время от времени возникают общественные и политические дискуссии по территориальным вопросам, люди в рамках этих дискуссий высказывают самые различные мнения, в том числе и радикальные. Последние, безусловно, не могут нравиться сторонникам противоположных взглядов. Однако подобная дискуссия вполне укладывается в рамки свободы выражения мнения.
Тем не менее, позиция судов по поводу свободы слова при рассмотрении этой категории очень четко отражена в одном из приговоров, приведенных выше: «Доводы подсудимого и его защитников о том, что в своих материалах [он] лишь подверг критике действия российских властей, высказал свое мнение, использовав право на свободу мысли и слова, являются уловкой подсудимого».
Обсуждая любой вопрос, связанный с уменьшением территории России, любой гражданин подпадает под риски уголовного преследования. Но не все так плохо. Можно вполне спокойно, не боясь преследования, как минимум со стороны наших правоохранителей, обсуждать вопросы присоединения новых территорий. Так что напевайте спокойно и дальше про «Алясочку родимую» и возвращения ее «взад».


Сбор подписей против решения о передачи Китаю островов Тарабарова и Большого Уссурийского. Хабаровск, октябрь 2008 года
Фото: Юрий Золотарев / ТАСС
Так дела обстоят для обычных граждан. Но что не дозволено быку, то дозволено Юпитеру. В международном и российском праве есть такие термины, как делимитация (установление), демаркация (разграничение), ректификация границ и так далее. Вдаваться в юридические тонкости не будем. Так или иначе, существуют процедуры, при которых часть какой-то территории (в том числе и спорной) присоединяется к иностранному государству, а не к России. И это не сепаратизм. 
Вот несколько примеров. В 2008 году Россия передала Китаю остров Тарабарова и часть острова Большой Уссурийский. В 2010-м Россия передела Норвегии часть шельфа Баренцева моря площадью порядка 175 тысяч квадратных километров (на переданной территории Норвегия обнаружила залежи природного газа на 30 миллиардов долларов). В 2009-м и 2011-м Азербайджан получил половину водозабора реки Самут и в придачу три села, три участка лугов. Все эти территориальные вопросы были решены через заключение двухсторонних договоров.
Как видим, рассмотрение и разрешение территориальных вопросов в России — противоречиво и неоднозначно, а судебная практика по статье 280.1 УК явно не соответствует общим принципам права. Сейчас Пленум Верховного суда готовит дополнения в свое постановление о практике судебного рассмотрения дел экстремистского характера. Мы надеемся, что Пленум разъяснит свою позицию, и она будет соответствовать общим принципам права. Любые его попытки обойти этот вопрос неизбежно приведут к осложнениям и необходимости решать этот вопрос на уровне Конституционного суда и Европейского суда, тем более, что первая жалоба по этой статье (дело Кашапова) уже находится в Европейском суде. 
История доказывает, что самый эффективный и быстрый способ решения судебных ошибок (спорных ситуаций внутри государства) — это высшие национальные суды. Британские суды в свое время тоже не хотели замечать «неудобных моментов» (то есть пыток, насилия, лишения жизни) в делах сторонников Ирландской республиканской армии. В итоге сегодня основная прецедентная практика ЕСПЧ выражена в решениях именно по этим делам. Не хотелось бы, чтобы России пошла тем же путем. 

Читайте также

Второй съезд сепаратистов в Москве

25 сентября 2016, Meduza

В воскресенье, 25 сентября, в Москве состоялся форум «Диалог наций. Право народов на самоопределение и построение многополярного мира» — съезд сепаратистских движений со всего мира, который уже второй год проводится в Москве. Конференция, которая в 2015-м называлась «экспертной», а в 2016-м стала «правозащитной», прошла в отеле «Ритц Карлтон Москва», ее организатор — «Антиглобалистское движение России». На съезде побывал корреспондент «Медузы» Евгений Берг.
Съезд сепаратистских движений проходит в Москве второй раз — первый состоялся в 2015 году в «Президент-отеле», принадлежащем управлению делами президента. В 2016-м, как объяснили организаторы, места на всех не хватило, поэтому конференцию в последний момент перенесли в еще больший зал — в отеле «Ритц Карлтон Москва».
К часу дня фойе второго этажа гостиницы заполнили представители сепаратистских и националистических движений из разных стран — от Молдавии (непризнанная Приднестровская молдавская республика) до Ливана (демократическая партия и партия «Аль-Марада»). Гости форума раздавали интервью. Невысокий мужчина из ирландской партии «Шинн Фейн» желал выпить водки, но немного, «потому что не выпивоха». Два американца — дружелюбный техасец и серьезный калифорниец — рассказывали о национальной идентичности жителей своих штатов. В фойе пятизвездочного отеля стояли несколько человек в камуфляже — собравшись в небольшую группу, они обсуждали судьбу самопровозглашенных республик на юго-востоке Украины.
В окончательном списке иностранных гостей оказались представители 11 организаций (сепаратистов с востока Украины туда почему-то не включили). Молодой человек на стойке регистрации пообещал, что на съезде выступят также представители из России. «Политологи и ЛДПР», — уточнил он, поправляя на столе телефон в чехле с флагом «Новороссии».
Гости расселись за длинным столом для заседаний. В одном его конце оказались представители самопровозглашенных ДНР и ЛНР, в другом — Александр Ионов, президент «Антиглобалистского движения России» (АДР), организатора «Диалога наций». На его проведение организация второй год получает от государства грант — в этом году он составил 3,5 миллиона рублей.
Конференцию Ионов начал довольно запутанной речью обо всем сразу. Он призвал «некоторые страны и США избавиться от имперских замашек», пристыдил политиков и журналистов (особенно западных), которые нелестно высказываются о беженцах, процитировал Махатму Ганди («Сначала они тебя игнорируют, потом высмеивают, потом борются, потом ты побеждаешь»), осудил экстремизм — и призвал к мирным переговорам во всех сепаратистских конфликтах.
Первым из делегатов выступил замминистра иностранных дел самопровозглашенной Приднестровской молдавской республики Дмитрий Паламарчук. В короткой речи он вспомнил несколько референдумов — от Южного Судана до Крыма, — связав их с «новой волной деколонизации», которая, по его словам, сейчас происходит в мире, а также осудил действующий мировой порядок, «направленный на слом национальной идентичности и изменение языковой матрицы».
В том же духе рассуждали и остальные; лидеры сепаратистских движений из западных стран, правда, были чуть миролюбивее. Например, исполнительный директор Техасского национального движения Нэйт Смит большую часть своей речи посвятил тому, как важно «не навязывать свои принципы» другим сепаратистским движениям и сохранять дружеские отношения с государствами-соседями. Организация Смита сейчас готовит референдум о независимости Техаса от США.
Следом за Смитом выступил депутат Госдумы от ЛДПР Михаил Дегтярев. «Рад присутствовать на таких интересных мероприятиях», — ровным голосом произнес он. Он рассказал присутствующим, что самые страшные на Земле явления — «расизм, нацизм, фашизм, работорговлю» — придумали в Европе и Америке, а в мире сейчас работает «теория управляемого хаоса». Свое выступление он завершил обращением к американскому народу: «Не по Сеньке шапка, не можете вы нести груз за мировую стабильность!» Представитель Техаса изобразил виноватую улыбку, Луис Маринелли — делегат из Калифорнии — эти слова проигнорировал.
Маринелли в своем выступлении анонсировал референдум о независимости Калифорнии, который должен пройти в 2019 году. При этом на выступлении Маринелли неплохо поработал и переводчик-синхронист, который настойчиво переводил словосочетание «military forces» как «военщина». «Американская военщина лишила нас независимости 170 лет назад», — «рассуждал» Маринелли.
Помимо гостей слово дали и делегатам, которые не смогли прилететь в Москву, но прислали свои видеообращения. В одном из них представитель правительства Сомалиленда — самопровозглашенного государства на северо-западе Сомали — рассказывал про геноцид и дискриминацию жителей страны. В другом король Гавайских островов Эдмунд Сильва-младший рассказал, что оккупационные (то есть американские) войска «постепенно теряют легитимность», и неожиданно призвал к совместному поиску решения проблемы климатических изменений; король давно переживает об этом.
В целом, тезисы делегатов не сильно отличались друг от друга — в основном все они так или иначе говорили о праве народов на самоопределение, подразумевая сепарацию от государств-узурпаторов. При этом практически все гости подчеркивали, что добиваться независимости он намерены мирным путем.
Очередной оратор в течение 20 минут рассуждал об американской гегемонии, ультралиберализме, идеях Фукуямы и Хантингтона, «антихристианском» Западе, масонах в мировых политических партиях, а закончил речь благодарностью президенту Владимиру Путину за сохранение российской идентичности и цитатой из Джона Толкиена («Когда корни растут глубоко, они не замерзают»). Председательствующий Ионов уткнулся в телефон. После выступления ирландского республиканца, заявившего о медленном геноциде «палестинских братьев и сестер» со стороны сионистов, лидер российских антиглобалистов объявил перерыв.
В перерыве сепаратисты из разных стран в течение получаса охотно фотографировались друг с другом.